Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Le Figaro (Франция): Сбербанк – превращение сберегательной кассы царской России в современного интернет-гиганта

Ведущий госбанк страны стремится к трансформации в крупного мультисервисного игрока в условиях жесткой конкуренции.

© РИА Новости Максим Блинов / Перейти в фотобанкСбербанк открыл первый офис в новом формате
Сбербанк открыл первый офис в новом формате - ИноСМИ, 1920, 03.06.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сбербанк взял амбициозный курс на цифровизацию и превращение в «интегрированную экосистему вокруг клиента». В планах руководства вывести Сбербанк далеко за рамки банковской деятельности. Конкуренция обещает быть жесткой как с другими банками, так и с технологическими гигантами.

Когда Мария из мэрии Москвы вышла на пенсию несколько лет назад, у нее не было выбора: ее пенсия автоматически перечислялась на счет в Сбербанке. Такая же ситуация у сотрудников государственных предприятий, которые для получения заработной платы должны быть в числе клиентов старейшего и крупнейшего банка страны, опережающего ВТБ, Газпромбанк и Альфа Банк. Созданный в 1841 году Императором Николаем I «для доставления через то средств к сбережению верным и выгодным способом», Сбербанк, в котором работают 286 000 человек, имеет в своем портфеле 100 миллионов индивидуальных вкладчиков и 2,7 миллиона корпоративных клиентов в восемнадцати странах. Мастодонт, известный своим бюрократизмом, в последнее время взял амбициозный курс на цифровизацию под руководством приближенного к Путину Германа Грефа, который руководит банком с 2007 года.

Его цель — вывести Сбербанк за рамки банковской деятельности и превратить его в крупного игрока в российском интернете. Благодаря умным технологиям, внедренным банком и его 89 дочерними предприятиями, Мария, москвичка на пенсии, сможет оплачивать продукты в супермаркете с помощью технологии распознавания лиц. Она также сможет делать покупки онлайн, пользоваться услугами телемедицины, заказывать такси и, конечно же, управлять своим состоянием и банковскими услугами.

Создание этой «интегрированной экосистемы вокруг клиента», по выражению Германа Грефа, запланировано на 2023 год. Сбербанк объявил, что хочет инвестировать 4,7 миллиарда долларов (3,8 миллиарда евро) в это революционное решение, и широко освещает проект, в том числе в Instagram, ориентированном на молодых потребителей. Российские СМИ сейчас пестрят рекламой нового онлайн маркетплейса СберМегаМаркет, который должен конкурировать с лидерами российской электронной коммерции Wildberries и Ozon.

Руководство группы объясняет, что эта идея укрепилась в период пандемии. После резкого ухудшения результатов в первом квартале 2020 года банк объявил в марте о снижении чистой прибыли на 10%, ущерб от пандемии covid-19 удалось ограничить, в частности, благодаря увеличению кредитов физическим и юридическим лицам. «Нынешний кризис еще раз подтверждает необходимость развития цифровых решений, спрос на которые быстро растет», — сказал в недавнем заявлении заместитель председателя правления банка Александр Морозов.

Предупреждение Владимира Путина

Сбербанк и его 14 000 отделений теперь предлагают клиентам регистрировать свои биометрические данные для доступа к платежам с помощью технологии распознавания лиц. Эксперимент был инициирован в начале 2021 года группой X5, крупнейшей торговой сетью России и владельцем повсеместно распространенных в стране супермаркетов «Перекресток» и «Пятерочка». Также вовлечена в процесс и широко распространенная сеть магазинов «Магнит». Ожидается, что к концу этого года количество «подключенных» супермаркетов в России достигнет 3 000, сообщил AFP Иван Мельник, директор по инновациям X5.

Организации по правам человека обеспокоены тем, как могут быть использованы собранные данные. По данным газеты «Коммерсантъ», в марте прошлого года только 164 000 человек согласились предоставить свои биометрические данные, тогда как цель — 70 миллионов в течение двух лет.

Еще одно направление, которое рассматривает лаборатория искусственного интеллекта Сбербанка, — разработка приложения, способного определять наличие covid-19 за одну минуту по анализу звуков кашля, дыхания и голоса человека. Также группа занимается видеоиграми и беспилотными автомобилями.

«Эти направления, которые выведут Сбербанк далеко за рамки банковской деятельности, будут убыточными в течение нескольких лет, прежде чем смогут принести хоть какую-то минимальную прибыль», — предупреждает Петр Паклин, старший аналитик рейтингового агентства Moody's. Тотальная диверсификация группы вызывает вопросы о финансовых рисках, которые несет этот стратегический игрок.

Сбербанк, на 50% принадлежащий государству, занимает треть всего российского банковского сектора и является ключевым кредитором национальной экономики. Отсюда и предупреждение, недавно сделанное Владимиром Путиным своему другу Герману Грефу: «Сбербанк демонстрирует хороший пример того, как нужно работать в высокотехнологичной сфере… Это здорово, это действительно впечатляет (…) Но все-таки нужно не забывать, что Сбер, хоть и экосистема, но это банк в первую очередь».

Конкуренция обещает быть жесткой как с другими банками, так и с технологическими гигантами, которые будут сопротивляться. Среди последних — «Яндекс», лидер сектора, партнером которого Сбербанк был десять лет. Их «развод» в июле прошлого года положил конец совместному проекту по созданию русского Amazon.