Факти: В последние месяцы напряженность между Россией и Украиной усилилась. Как обстоит ситуация сейчас?
Ольга Стефанишина: Вот уже семь лет Украина борется с российской агрессией в Донецке и Луганске, а также с незаконной аннексией Крыма. Последняя эскалация напряженности — самая серьезная на данный момент.
Россия разместила десятки тысяч военнослужащих вдоль своей границы с Украиной в районе Донбасса, а также на Крымском полуострове. Но наши партнеры из НАТО и ЕС моментально отреагировали — реакция наших партнеров вынудила Россию вывести свои войска. Однако российская военная техника так и осталась в непосредственной близости от границы.
Это сигнал о том, что возможна новая эскалация. Мы готовимся к новой провокации и надеемся, что международное сообщество также подаст Кремлю ясный сигнал. Нужно отметить, что Россия предпринимает эти акты агрессии в свете предстоящих выборов в Государственную думу.
В то же время санкции против Кремля, позиция международного сообщества и послания наших партнеров дают ясно понять, что возможная агрессия России против Украины дорого ей обойдется.
— Вы ожидаете большей поддержки от президента США Джо Байдена в прекращении незаконной оккупации Крыма?
— После недавней российской провокации против Украины состоялся телефонный разговор между президентами Владимиром Зеленским и Джо Байденом. Очевидно, это знак, что ситуация на Украине будет обсуждаться на высшем уровне на предстоящем форуме 16 июня. В ходе разговора Зеленского и Байдена была подтверждена территориальная целостность Украины и осуждена незаконная аннексия Крыма. Мы ожидаем, что США будут играть ведущую роль в поисках мирного разрешения конфликта. Видимо, Россия не хочет прогресса в нормандском формате или Минских договоренностях. В то же время ЕС и НАТО признают, что Россия вовлечена в конфликт.
— Есть ли необходимость менять нормандский формат?
— Украина уже инициирует создание «Крымской платформы» — международного механизма, в рамках которого мировые лидеры будут обсуждать соблюдение прав человека и шаги по деоккупации Крымского полуострова. Первая встреча «Крымской платформы» запланирована на конец августа. Мы ожидаем, что основной темой обсуждения станет соблюдение прав крымских татар.
Мы надеемся, что «Крымская платформа» станет шагом на пути к мирному решению проблемы незаконной аннексии. США пообещали взять на себя большую роль не только в поиске мирного противостояния российской агрессии, но и в защите национальной целостности Украины и Грузии и признания демократических изменений в этих странах.
— Как вы оцениваете отношения Украины с НАТО?
— Украина — крупнейший партнер альянса среди стран, не входящих в него. Мы вносим вклад в коллективную безопасность, проводя военные учения с нашими партнерами из НАТО. Мы сотрудничаем в различных сферах, представляющих взаимный интерес. Важно, что НАТО одобрила свою десятилетнюю стратегическую концепцию на 2020 — 2030 годы. Для Украины, как и для Грузии, важно видеть перспективы интеграции в этот десятилетний период. Мы надеемся, что это произойдет на предстоящем заседании альянса 14 июня в Брюсселе. По этой причине мы провели ряд встреч со странами Североатлантического договора. Для нас также важно, что члены альянса придерживаются единой линии в важных для Украины вопросах — ее территориальной целостности и прекращении незаконной оккупации Крыма.
— Как украинцы относятся к Евросоюзу?
— Это долгий процесс. Уже пять лет Украина реализует Соглашение об ассоциации. ЕС — один из основных торговых партнеров Украины. В то же время Украина — большая страна и большой рынок с 40 миллионами потребителей. С этой точки зрения есть большие возможности для экономического сотрудничества. Мы готовы укреплять торговые отношения с сообществом на основании Соглашения об ассоциации. В то же время, учитывая европейскую перспективу для Украины, мы работаем над укреплением двусторонних отношений со странами — членами союза.
— Каковы перспективы развития отношений Украины с Болгарией?
— У нас очень хороший диалог, что дает предпосылки для развития отношений между Болгарией и Украиной, так что я надеюсь на укрепление нашего двустороннего сотрудничества. Это также было отмечено и сегодня (в четверг) на нашей встрече с премьер-министром Болгарии Стефаном Яневым. Планируется заседание Совместной экономической комиссии для обсуждения синхронизации наших торговых отношений. Не на последнем месте и наше сотрудничество в Черноморском регионе, особенно это касается обеспечения его безопасности. Думаю, в следующем году нас ждет усиление сотрудничества между странами в стратегически важных сферах — политике, безопасности и экономике.