Спустя целую неделю после продолжительного четырёхдневного визита министра иностранных дел Субраманьяма Джайшанкара (Subrahmanyam Jaishankar) в США, Индия остаётся в неведении, поделится ли администрация Байдена излишками вакцины против covid-19.
Мы как будто бы оказались в знаменитой пьесе Самюэля Беккета (Samuel Beckett) «В ожидании Годо», в которой рассказывается о двух бродягах, ждущих на обочине Годо, который должен прийти и наладить их жизни. Однако на закате бродяги вдруг понимают, что Он не придет. Разочарованные, они уходят, опускается занавес.
Джайшанкар, вероятно, занят формированием расписания следующего саммита Четырёхстороннего диалога по безопасности. Однако Serum Institute of India (SII) быстро сделал выводы. Компания запросила у Главного контролера лекарственных средств Индии разрешение начать массовое производство российской вакцины «Спутник V» в стране, чтобы преодолеть вакцинный кризис.
У SII, конечно же, есть обширная производственная база для изготовления вакцин. Организация уже реализует вакцину Covishield, созданную на основе вакцины AstraZeneca («оксфордская вакцина») и выступающую сегодня основным препаратом для иммунизации жителей Индии.
И всё это на фоне сообщений о том, что Великобритания в очередной раз просит AstraZeneca противостоять новым чрезвычайным ситуациям. Премьер-министр Борис Джонсон — жесткий лидер, если он чего-то хочет, он настойчиво добивается этого, даже если за это придется заплатить кровью европейцев или индийцев.
В марте во время встречи в Zoom с членами парламента от Консервативной партии Джонсон прямо заявил: «причина нашего успеха в вакцинации, друзья мои, — это капитализм и жадность».
США и Великобритания никогда не согласятся на отказ от прав на интеллектуальную собственностью. Кто бы ни привнес эту идею в расчеты Индии, он сыграл с наивностью руководства страны злую шутку.
Россия может стать решением
Учитывая нерешительность и жадность президента Джо Байдена и эгоистичный подход Джонсона, хорошо, что правительство премьер-министра Нарендры Моди начало отказываться от концентрации стратегии вакцинации на англо-американских вакцинах и обратилось к России.
Однако всё это не должно было происходить так беспорядочно. В конце концов, Индия отлично знакома с прекрасным наследием Советского Союза в области исследования и разработки вакцин. Нью-Дели должен было начать переговоры с российским правительством в тот момент, как стало известно, что русские работают над вакциной. Другими словами, Индия со своими действиями опоздала почти на целый год.
Сегодня штаты Индии раздраженно говорят, что центральное правительство должно закупать вакцину за границей, что распространять вакцину нужно свободно и так далее, однако всех этих разговоров могло бы и не быть. Русские без проблем напрямую сотрудничают и с конечным потребителем в Индии.
Пойдя дальше, Нью-Дели мог бы подтолкнуть правительства штатов действовать более активно и создавать собственную производственную базу для «Спутника V».
Нью-Дели мог бы даже поддержать такие инициативы финансово. Дело тут, на самом деле, не только в самостоятельности. Индия смогла бы реализовать свою мечту стать «всемирной аптекой». Однако всё это потребовало бы ответственного отношения и дальновидности как на уровне государства, так и на уровне штатов.
Однако же всё случилось наоборот. Индийская элита, без ума влюблённая в Америку и Британию, обратила свой взгляд на вакцины, разработанные в этих странах. Другими словами, индийское правительство сложило все яйца в англо-американскую корзину, несмотря на жуткое прошлое западных фармацевтических компаний как кровопийц и хищников, строящих огромные состояния на болезнях людей.
Этот просчет символизирует прозападные настроения индийской элиты.
Представьте, даже если Байден поделится с Индией какими-то излишками вакцины, сколько её будет? Около 20 миллионов доз? Джайшанкар слетал через океан, чтобы договориться о десяти миллионах доз вакцины для страны с населением в 1,4 миллиарда человек.
Сотрудничество?
Индия могла бы запустить массовое производство «Спутника V» как минимум шесть месяцев назад, когда разработчики и спонсоры вакцины заявил о стремлении завоевать долю на глобальном рынке и назвали международную цену «Спутника V» конкурентоспособной.
В ноябре глава Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев в ходе брифинга рассказал, что Россия, чья производственная база ограничена, стремится к сотрудничеству с иностранными партнерами. Он сообщил, что более 50 стран уже подали заявку на более чем 1,2 миллиарда доз, и, что более важно, продукция для мирового рынка будет производиться иностранными партнерами.
Среди потенциальный партнеров он называл и Индию.
Некоторые предприимчивые индийские компании действительно поспешили в Москву, где провели переговоры о сотрудничестве. Вскоре в Индии может начаться производство «Спутника V», это хорошая новость. Но бесценное время уже потеряно, пускай Индия и пытается как можно быстрее подготовиться к третьей волне covid-19, которая вот-вот начнется.
Действительно, учитывая, что «Спутник V» был разработан известным государственным Национальным исследовательским центром имени Гамалеи и продвигается РФПИ (действующим под непосредственным контролем Кремля), Моди уже давно мог и должен был уделить первостепенное внимание этой теме в телефонном разговоре с президентом Владимиром Путиным.
Всё это говорит об отсутствии хорошо продуманной всеобъемлющей стратегии. Ресурсы никогда не были проблемой, а вот отсутствие политической воли — да. Верховный суд затронул главную проблему, потребовав объяснить, что правительство сделало с 350 миллиардами рупий (4,8 миллиарда долларов), выделенных из бюджета на вакцину.
В стратегическом плане правительство повело себя чрезвычайно глупо, не увидев картину в целом. Пандемия — проблема не только для здравоохранения, она угрожает уничтожить индийскую экономику, что приведет к немыслимым последствиям для будущих поколений.
Рекордное число случаев заражения в день, летальные исходы и локдауны в сочетании с невыносимо медленной вакцинацией ведут к нарушению промышленных цепочек поставок и подрывают цель страны стать производственной державой.
До начала этого года экономисты и международные финансовые институты ещё верили, что после окончания пандемии Индия станет одной из самых быстро растущих экономик мира. Однако эти прогнозы сейчас под вопросом.