Берлин — Россияне обожают своего правящего с 2000 года главу государства и постоянно голосуют за него с хорошим результатом, и это обстоятельство так называемые «понимающие Россию» (Russlandversteher) люди на Западе охотно объясняют стабильностью и благосостоянием.
По их мнению, Путин обеспечил своей стране обе эти вещи после нескольких лет хаоса и развала. Однако даже работающие в государственных структурах эксперты ставят под сомнение эти выводы, поскольку в период правления Путина Россия в экономическом плане оказалась отброшенной назад.
По мнению некоторых экспертов, России нужна новая бизнес-модель, поскольку нынешняя приближается к пределам роста, что вызывает тревогу.
Об этом говорят эксперты Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) российского Министерства финансов. Их анализ неутешителен: инвестиции продолжают оставаться ниже необходимого уровня. Это приводит к тому, что с момента прихода Путина к власти российский валовой внутренний продукт (ВВП) увеличился лишь в два раза, тогда как Китай в пять раз увеличил этот показатель, а Индия — в три раза.
Как считают эксперты, лишь в одном России удалось опередить почти всех — «в инфляционных ожиданиях по отношению к валюте своей страны». Лишь Турция среди всех крупных стран с развивающейся экономикой и членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) более высокий показатель роста цен (1200%), чем Россия с ее 571%. В то же время, средний уровень инфляции в мире в период правления Путина составил всего 208%, а в Китае он оказался еще ниже — 157%.
И сегодня Россия имеет самую высокую процентную ставку среди крупных экономик мира и самый высокий уровень инфляции. По мнению экспертов, это тормозит рост российской экономики, и в 2021 году, по оценке Международного валютного фонда, он вновь будет ниже глобального роста, который, как ожидается, составит 6%.
Эльвира Набиуллина, председатель российского Центрального банка, в четверг говорила об угрозе образования «инфляционной спирали». Кроме того, России не удалось увеличить свою долю в мировой торговле. И в относительных показателях эра Путина — это время сползания вниз: в 2014 году — в этом году Россия аннексировала черноморский полуостров Крым — Россия выпала из списка 10 крупнейших экономик мира, а затем так и не смогла подняться до этого уровня.
Путь России в тупик
И в долгосрочной перспективе ситуация неутешительная, а виной тому курс Путина, который привел к тому, что эта самая большая по территории страна с ее многочисленными сырьевыми запасами, изобретателями и промышленными концернами оказалась в таком незавидном положении. И в итоге, как считают эксперты НИФИ, российская бизнес-модель («Рост экономики на основе нефтегазового и угольного секторов») исчерпала свой ресурс.
Тем не менее, российское правительство со своей энергетической стратегией марширует в противоположном направлении по сравнению с международной тенденцией, с движением в направлении климатической нейтральности к 2050 году. «Углеводороды в ближайшие десятилетия никуда не исчезнут», — подчеркнул в четверг российский вице-премьер Александр Новак, выступая на Петербургском международном экономическом форуме. Шеф кремля Путин в пятницу выступит на этом организованном по его инициативе форуме в Санкт-Петербурге, в его родном городе на Неве.
По мнению Новака, инвестиции в возобновляемые источники энергии, а также в энергетическую безопасность составят, согласно оценкам, от 100 до 200 миллиардов долларов, но при этом необходимо будет и дальше использовать уголь, нефть и природный газ. Поскольку требования относительно климатической нейтральности не будут иметь никакого влияния на Россию и ее сырьевой сектор до 2035 года, то до этого срока следует и дальне наращивать добычу нефти, газа и угля, подчеркнул российский министр энергетики Николай Шульгинов. «Мы не должны торопиться с выходом из углеводородов», — подчеркнул он. По его мнению, Россия прежде всего из-за высокого спроса на уголь в Китае не должна тормозить развитие этого сектора.
Таким образом, Россия движется в противоположном направлении, а не в том, которое было указано Международным энергетическим агентством (МЭА). Эксперты в области энергетики Организации экономического сотрудничества и развития в большом исследовании, опубликованном в середине мая, провозгласили окончание нефтяной эры века — начиная с сегодняшнего дня, никакие инвестиции не должны направляться в разработку новых месторождений нефти и газа, если мир к 2050 году хочет добиться климатической нейтральности. Кроме того, все больше западных инвестиционных фондов и инвесторов прекращают свое финансовое участие нефтегазовых, угольных и частично также в атомных концернах.
«Недружественные страны» и обостряющийся конфликт с Евросоюзом
Для российской экономики большую опасность представляет политика в области климата западных государств, в не возможные новые санкции, подчеркивают специалисты из Института международных финансов (Institute of International Finance). Прежде всего, зеленая сделка Евросоюза, то есть, пакет Евросоюза по защите климата, а также запланированное введение углеродного налога в отношении импорта из третьих стран представляют собой значительный риск для самого крупного поставщика энергоносителей в Европе.
И глава Международного валютного фонда (МВФ) Кристалина Георгиева, подключившаяся по видеосвязи к работе Петербургского международного экономического форума, в ходе дискуссии с участием экономических советников Путина, главы российского Центрального банка, а также российских министров экономики и финансов, выступила с таким предупреждением: «Советую вам серьезно относиться к кризису в области климата». Введение углеродного налога в Европе и других регионах будет иметь значительные последствия для российской экспортной отрасли. Кремль не должен пропустить переориентацию на экономику, основанную на водороде, подчеркнула глава МВФ.
Кремль недавно внес Евросоюз — это крупнейший торговый партнер России — в список «недружественных государств», куда попали еще и Соединенные Штаты. При этом эксперты из российского Министерства финансов назвали «сложное геополитическую ситуацию последних лет» главной причиной слабости российской экономики.
Государственный капитализм вместо частной экономики
Внутриполитический курс тоже тормозит развитие экономики. Россия к началу нулевых годов, то есть, в период первого президентства Путина, «имела весьма благоприятные экономические условия». В этом убеждена аналитик брокерской фирмы «Альпари» Наталья Мильчакова. «Мы начали с очень низкого уровня, а затем цены на нефть и природный газ постоянно росли», — подчеркнула она. Эти растущие доходы нужно было в значительно большей мере направить на крупные инфраструктурные проекты, на инвестиции в систему здравоохранения, на поддержку науки и технологии, а также на помощь частным фирмам. Вместо этого акцент был сделан на профицит государственного бюджета и на рост золотовалютных резервов.
Если бы Кремль изменил свой курс, то экономика страны росла бы намного быстрее, чем мировая экономика, и тогда эта огромная империя была бы не только «сырьевым придатком» Китая, но и «достойным соперником» Срединного царства.
Однако происходит как раз обратное: Россия все дальше отходит от Запада и укрепляет экономические связи с Китаем. Министр иностранных дел Сергей Лавров недавно обсуждал в Пекине отключение от контролируемой Западом международной платежной системы Swift, а также создание альтернативной платежной системы. Кроме того, российское правительство требует, чтобы до 2024 года заменить западное программное обеспечение на российское, а годом позже также перейти на использование российских компьютеров и других устройств в области информационных технологий.
По мнению известного экономиста Владислава Иноземцева, политика отстыковки (Abkoppelungspolitik) представляет собой добавление к этой фатальной идеологии, которой придерживается Путин — ее можно определить как «капитализм без капиталистов». «Свободные предприниматели являются в ней чуждыми элементами, и он хочет, чтобы это был государственный капитализм», — подчеркнул Иноземцев. На самом деле, доля государства в нефтяном, газовом, банковском, медийном и других секторах значительно выросла.
Экономист Иноземцев сомневается в том, на пространстве от Калининграда до Камчатки в период после пандемии начнет формироваться какое-то новое мышление. Вместо этого, по его мнению, вновь проявится старое лицо российской экономики — «только на более низком уровне». «Основные характеристики останутся прежними», — отметил он. И гарантом этого тоже является Путин. Ведь российский президент с помощью закона разрешил себе оставаться на посту президента до 2036 года.