Российская государственная корпорация «Российские железные дороги» (РЖД) заявила о привлечении военнослужащих к работам по модернизации Байкало-Амурской магистрали (БАМ), связывающей Дальний Восток с Восточной Сибирью.
Дело в том, что стала ощущаться серьезная нехватка гастарбайтеров, работающих на стройке, из-за распространения пандемии нового коронавируса. Даже возникла идея использования не только военных, но и заключенных, как это было во времена СССР.
Связующее звено между Европой и Азией
В апреле военнослужащие начали работать на стройке в обширном регионе Амурской области, прилегающем к Китаю. 5-я отдельная железнодорожная бригада, дислоцированная на Дальнем Востоке, строит вторую ветку на 340-километровом участке, находящемся в Амурской области.
До 2023 года будут привлечены все десять железнодорожных бригад, которые обычно занимаются таким материально-техническим обеспечением, как строительство железных дорог в военных целях и обеспечение обороны. Предполагается, что на модернизацию будет всего потрачено от 2,5 до 3 миллиардов рублей.
Длина БАМа составляет примерно 4300 километров. Магистраль связывает порт Советская Гавань на берегу Японского моря и город Тайшет в Восточной Сибири. Она идет параллельно Транссибирской магистрали, проложенной от Владивостока до Москвы, поэтому ее даже иногда называют «второй Транссибирской магистралью».
БАМ и Транссибирская магистраль приобретают все большее значение в качестве основных транспортных маршрутов, связывающих Европу с Азией. В мае 2018 года президент России Владимир Путин поставил задачу сократить время транспортировки от дальневосточного порта до западной границы России до семи дней.
На обеих железных дорогах ускорены работы по модернизации, в которые вкладываются не только средства «РЖД», но и огромный федеральный бюджет.
Цель модернизации заключается в том, чтобы железная дорога соответствовала возросшим объемам грузов из Китая в Европу. Задача БАМа также состояла в увеличении экспорта угля в Азию. Кроме того, была поставлена цель поднять пропускную способность обеих железных дорог, ведущих к портам и границам, с текущих 120 миллионов тонн до 180 миллионов тонн в год к 2024 году.
Гастарбайтеры возвращаются домой
Тем временем мировое распространение пандемии нового коронавируса нанесло непредвиденный урон.
Когда в связи с эпидемией ввели жесткие ограничения на въезд и выезд из страны, гастарбайтеры из Узбекистана, Казахстана, Армении и других бывших советских республик уехали домой.
В начале 2021 года на стройках и транспортных узлах возникла нехватка кадров. Так проявились слабости российской экономики, зависящей от дешевой иностранной рабочей силы.
При строительстве БАМа, к которому приступили в 1930-х годах во время СССР, задача состояла в обеспечении несколькими десятками тысяч рабочих. В то время на строительство железной дороги, которая также должна была защищать Дальний Восток от Японии, привлекли солдат и заключенных.
В 1970-е годы на строительство БАМа отправляли комсомольцев, и наконец-то в 1984 году по ней начали ходить поезда.
Факт в том, что во времена советского тоталитаризма от народа требовали вносить вклад в национальные проекты. Тем не менее после распада СССР в 1991 году, во времена новой России, возникла беспрецедентная ситуация — масштабная мобилизация военнослужащих для строительства.
Также обсуждается привлечение заключенных к строительству БАМа
Нехватка рабочей силы настолько серьезна, что в конце апреля газета «Коммерсант» сообщила о намерении правительства привлечь к строительству железной дороги даже заключенных. Судебным органам будет выплачена определенная сумма, чтобы они могли заменить трудовую деятельность заключенных в исправительном лагере работой на стройке.
«Безусловно, важный вопрос, вы всегда его поднимаете, — это вопрос о трудовых мигрантах. Знаю, что это чувствительный вопрос для Таджикистана. Мы все делаем для того, чтобы люди чувствовали себя комфортно, тем более что реально рабочих рук у нас в настоящее время не хватает в целых отраслях экономики», — подчеркнул президент Путин 8 мая в ходе встречи с президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном.
В ближайшее время он намерен смягчить иммиграционные ограничения для гастарбайтеров не только ради модернизации БАМа, но и для предотвращения задержки строительства жилых домов и других объектов.