Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

iRozhlas (Чехия): Россия причислила Чехию к недружественным странам. Тем не менее армия по-прежнему доверяет часть своей авиации российским компаниям

Самолет Let L-410 Turbolet - ИноСМИ, 1920, 12.06.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Чешская армия не планирует в ближайшие годы отказываться от услуг россиян и доверит им часть своей авиационной техники и обучение пилотов. Военных все устраивает, а вот политиков — нет. По мнению военных экспертов, бизнес-взаимодействие армии с Россией необходимо пересмотреть, так как есть угроза для безопасности страны.

Армия уже давно обучает пилотов вертолетов на тренажерах на аэродроме в Остраве, которые принадлежат российским гражданам. Кроме того, как удалось узнать «Радиожурналу», Министерство обороны планирует подписать новый контракт на следующий период. По мнению экспертов, к которым мы обратились, это представляет серьезный риск для безопасности.

Чешские военные по-прежнему зависят и от стомиллионных заказов у российских компаний на сервис и поставки комплектующих для первоначально советских вертолетов типа Ми, а также турбовинтовых самолетов L-410.

Внешне неприметное здание на территории аэродрома Мошнов под Остравой. Именно здесь регулярно обучаются все чешские военные пилоты вертолетов. Здесь размещен уникальный тренажер и точная копия кабины советских вертолетов типа Ми.

Его эксплуатирует чешская компания HTP Ostrava CZ, мажоритарная доля в которой, однако, принадлежит российским гражданам из компании LBS Trading. Согласно данным о подлинных владельцах компании, сейчас 90-процентная мажоритарная доля в компании принадлежит Анастасии Литвиненко. Ранее компания принадлежала Александру Литвиненко.

Их компания LBS Trading напрямую связана с официальными российскими исследованиями в области авиации, а также их военной структурой. В начале сотрудничества с чешской армией компанией вместе с Литвиненко владели еще двое россиян, которые также, по имеющимся данным, занимали высокие посты в российском Центральном аэрогидродинамическом институте (государственный исследовательский институт с более чем столетней историей, который участвовал, в частности, в разработке советских самолетов и вертолетов).

Первый договор с остравским владельцем тренажеров армия подписала в 2010 году. Из Торгового реестра следует, что с 2009 по 2013 год, помимо Литвиненко, треть в компании LBS Trading принадлежала российскому гражданину Валерию Суханову. Менеджер с таким же именем, если судить по странице в социальной сети LinkedIn, является заместителем генерального директора упомянутого института, который на международном уровне работает под аббревиатурой TsAGI.

Еще одна треть в LBS Trading в тот же период, согласно записи в Торговом реестре, принадлежала Андрею Бюшгенсу. То же имя фигурирует на интернет-сайте института, где говорится, что в 2015 году он был заместителем начальника отдела аэродинамики.

Обучение за десятки миллионов

С 2017 года чешская армия потратила на обучение пилотов в Мошнове 112 миллионов крон. Контракт, заключенный напрямую без тендера, заканчивается в этом году.

Но Министерство обороны уже планирует новые договоры на следующие годы, как установил «Радиожурнал». А ведь Российская Федерация официально назвала Чешскую Республику недружественным государством в ответ на дипломатические разногласия, возникшие в последние недели.

«Мы уже инициировали предварительные шаги, которые в итоге приведут к подписанию договора с предполагаемым сроком действия до конца 2021 года. В данный момент мы, к сожалению, не можем сообщить никаких других подробностей», — заявила пресс-секретарь Минобороны ЧР Яна Зехмейстерова.

Она также отметила, что компания аккуратно исполняет уже существующий договор и нет причин его расторгать. «Все члены правления и наблюдательного совета, так и сотрудники, которые отвечают за симуляционную технику, прошли требуемую проверку безопасности в Национальном управлении безопасности», — заявила Зехмейстерова.

Кроме того, по ее словам, на этом тренажере экипажи отрабатывают только действия, необходимые для обеспечения безопасности полетов. «Операционные и тактические действия не предусмотрены в обучении на этом тренажере», — объяснила она.

Но даже это, как считает бывший глава Генштаба вооруженных сил ЧР Йиржи Шедивы, не оправдывает подписание нового контракта. «Если там проводится только базовое обучение, которое никак не связано с военными действиями, то, на мой взгляд, можно завершить этот контракт и больше не заключать договоров с этой фирмой. Мы, кстати, не знаем, как Российская Федерация влияет на своих граждан за рубежом и как они, в свою очередь, оказывают влияние в Чешской Республике», — прокомментировал ситуацию Шедивы.

В Министерстве обороны добавили, что компания HTP Ostrava CZ — единственная, кто дает армии возможность обучаться на тренажере. Именно поэтому она получила контракт без тендера.

«Государственный контракт достался этой компании после переговоров без тендера, поскольку эта компания — единственная, кто владеет и эксплуатирует тренажер TB-171 для обучения экипажей и кто может обеспечить технически сложную подготовку экипажей вертолетов», — объяснила Зехмейстерова.

Врбетице как причина

История со взрывами на складе боеприпасов в Врбетице, за которыми, по мнению чешских властей, стояло российское ГРУ, по мнению экспертов, к которым обратился «Радиожурнал», должна послужить поводом для полной переоценки бизнес-взаимодействия армии с Россией.

Об этом заявил, например, бывший заместитель главы гражданской разведки и эксперт в области безопасности из института Cevro Ян Падеурек: «На самом деле стоит вопрос о пересмотре наших взаимоотношений». Но, по его мнению, это длительный процесс, управлять которым должно правительство. «Вопрос только какое: нынешнее или следующее. Скорее всего, этим будет заниматься будущий кабинет, но, как я думаю, нужно привлечь еще и демократическую оппозицию», — отметил Падеурек.

По его словам, существующие контакты ввиду членства Чехии в ООН еще в самом начале неизбежно прошли тщательную проверку, и поэтому вряд ли они представляют угрозу для безопасности. Тем не менее в кругах специалистов по безопасности контракты с российскими компаниями на сотни миллионов крон вызывают беспокойство.

По мнению одного высокопоставленного армейского офицера, наиболее опасна зависимость от поставок российских комплектующих. «Это критический момент. Так или иначе дело в том, что любой российский элемент в области обороны — это плохо», — прокомментировал ситуацию офицер при условии сохранения анонимности.

Возможность для вербовки

О том же сказал и Шедивы: «Нынешнее усугубление чешско-российских разногласий должно послужить сигналом к тому, чтобы пересмотреть все, что делает нас зависимыми от России в обороне, и по возможности избавиться от этих вещей».

По его мнению, контракты армии с российскими субъектами в нынешней ситуации могут представлять серьезную угрозу для безопасности. «Мы не можем делать государство, которое нас считает своим недругом, поставщиком важных военных услуг или комплектующих, без которых наша техника придет в негодность», — констатировал армейский генерал.

Но, по его мнению, дело не только в зависимости от комплектующих для самолетов и вертолетов, но и в уникальном физическом доступе к самим военным во время регулярного обучения пилотов. «В центре обучения, разумеется, есть возможность для вербовки чешских граждан. И это может стать проблемой», — сказал Шедивы. Он напомнил недавний случай с разоблачением российских шпионов среди польских и болгарских граждан.

«В этом отношении мы не исключение. Поэтому подобные межличностные отношения нам нужно внимательно отслеживать», — отметил Шедивы.

Ученые в фокусе российских спецслужб?

Уже упомянутый Центральный аэрогидродинамический институт, судя по его сайту, является крупнейшим исследовательских институтом в мире и тесно сотрудничает в военно-технической области с российской оборонной компанией «Рособоронэкспорт». Это государственное акционерное общество было основано в 2000 году по решению Владимира Путина и занимается экспортом и импортом оружия и оборонных систем и технологий, а также реализует государственную политику в оборонной сфере.

Как сообщили офицеры спецслужб, к которым обратился «Радиожурнал», учитывая историю и цели российского государственного научного института, маловероятно, чтобы его высокопоставленные руководители не привлекли внимания спецслужб.

«Думать, что их бизнес в Чешской Республике, связанный с обучением армии НАТО, окажется вне поля зрения, например, ГРУ, конечно, очень наивно», — заявил при условии сохранения анонимности один из сотрудников чешской контрразведки.

По его словам, важно и то, как, например, обращаются с личными данными обучаемых пилотов и в чьи руки попадает эта чувствительная информация. Директор компании HTP Ostrava CZ и LBS Trading, а также их миноритарный владелец Петр Штегнер не ответил на вопросы «Радиожурнала», отправленные по электронной почте.

Выход — США?

Чешская армия уже приняла решение заменить часть советских боевых вертолетов на 12 вертолетов американского производителя Bell. В конце 2019 года министр обороны Любомир Метнар подписал контракт почти на 17 миллиардов крон со своим американским коллегой Марком Эспером.

Метнар назвал тогда приобретение новых вертолетов исторической вехой в чешско-американских отношениях. Как сказал тогда Метнар, эксплуатация советских вертолетов проблематична, в том числе, например, из-за сервиса, обслуживания и поставок комплектующих, а также ввиду сотрудничества с западными союзниками.

Американские вертолеты заменять имеющуюся сейчас технику в течение двух лет, и тем не менее у армии останутся более 20 советских вертолетов Ми.

Соединенные Штаты как союзник Чешской Республики по НАТО считают процесс модернизации чешской армии ключевым. Американский поверенный в делах в Праге Дженнифер Бахус заявила в этой связи, что закупка новых вертолетов — важнейший шаг к устранению зависимости от российских субъектов.

Но при этом она опровергла, что Соединенные Штаты ставят Чешской Республике в связи с эксплуатацией российской техники и ее зависимостью от российских компаний какие-либо ультиматумы. «Мы не разговариваем так с нашими партнерами и друзьями», — отметила дипломат, добавив, что процесс это продолжительный и сложный. По ее словам, ясно, что имеющуюся технику российского производства нужно поддерживать в рабочем состоянии, но при этом нельзя, чтобы зависимость усугублялась.

«Конечно, мы не рекомендуем закупать новое военное оборудование у России. Как мне кажется, мы должны расценивать прошлое как то, что мы не можем изменить, и поэтому других вариантов, как только поддерживать их в рабочем состоянии, у нас нет. Но что мы можем сделать, так это смотреть вперед и не усиливать зависимость от России. Будь то речь идет о ядерной энергетике или об обороне», — заявила Бахус в интервью «Радиожурналу».

Российский след в чешской военной авиации

Из заявления Министерства обороны следует, что авиационную технику, зависимую от обслуживания и поставок комплектующих из России, армия хочет использовать в некоторых случаях еще десятки лет. На вооружении стоят еще более 20 российских вертолетов Ми, большая часть из которых получила разрешение летать до 2040 года.

Их обслуживание осуществляется на основании договора от 2017 года и оценивается в 4,2 миллиарда крон. Им занимается государственное предприятие LOM Praha. Из обнародованного контракта с поставщиком следует, что, кроме других чешских и иностранных компаний из Словакии, Украины и Польши, в обслуживании участвует, например, московская компания «Флексико». По словам Зехмейстеровой, все заинтересованные фирмы аккуратно выполняют свои обязательства по договору, и поэтому причин его расторгать нет.

Сервисом и обслуживанием самолетов L-410 для армии занимается их производитель, то есть компания Aircraft Industries. Она базируется в Куновице в районе Угерске-Градиште, но у нее российские владельцы, и самолеты собираются в филиале компании в Екатеринбурге. «Например, ни одна другая фирма на рынке не занимается сервисом L-410», — сказала по поводу фирмы из Куновице Зехмейстерова.

Минобороны подписал последнее соглашение с компанией Aircraft Industries в прошлом году на срок до 2024 года с максимальной суммой контракта 306 миллионов крон. На вооружении армии стоят шесть самолетов L-410, которые используются для обучения и транспортировки личного состава, а также легких грузов. Срок их службы продлится минимум до 2032 года.