1 марта 2021 года в Порт-Судан вошел американский эсминец «Уинстон С. Черчилль». Стоит отметить, что заход американского эсминца в порт Судана состоялся через день после прибытия российского фрегата «Адмирал Григорович».
Прибытие американского эсминца вызвало удивление, потому как ранее такого никогда не происходило. Его появление напомнило об эпохе «холодной войны» между США и Советским Союзом, которая длилась с середины 1940-х до начала 1990-х годов. Более того, оно демонстрирует масштабы гонки за влияние на побережье Красного моря, развёрнутой между Вашингтоном и Москвой.
В последние годы Африка превратилась в арену американо-российского соперничества. Геополитическое положение и огромное количество природных ресурсов, находящихся в недрах африканского континента, всколыхнули алчность международных организаций, которые захотели урвать свой кусок пирога. Некоторые государства нашли возможность усилить свое международное влияние, тем более что «чёрный континент» контролирует большинство транспортных и транзитных коридоров.
Судан — одна из африканских стран, имеющих важное геостратегическое положение, которая превратилась в арену для демонстрации силы. США и Россия изо всех сил пытаются закрепиться на побережье Красного моря в рамках традиционного соперничества за влияние, с одной стороны, и усилить свое влияние в стратегически важном регионе, с другой стороны.
Недавние события, свидетелем которых стал Судан после свержения режима Омара аль-Башира в апреле 2019 года, и тяжелые последствия, ставшие головной болью нового переходного правительства, поставили страну в очень затруднительное положение. Судан остро нуждается в поддержке обеих сверхдержав. Но будет ли успешной политика балансирования? Сможет ли Судан избежать политических и экономических последствий? Как долго он сможет проводить эту новую политику?
Россия занимается реализацией своей давней мечты
В последние десятилетия Россия активизировала усилия по укреплению своего присутствия на африканском континенте. В частности, за последние семь лет ей удалось закрепиться в Ливии, которая послужила плацдармом для освоения других жизненно важных регионов Африки.
С 1950-х годов и до наших дней русские пытались любыми способами закрепиться на побережье Красного моря, потому что оно играет важную роль в реализации российских интересов на трех континентах: Африке, Азии и Европы. Москва продолжает двигаться к своей давней мечте, о которой грезили главы российского государства на протяжении десятилетий. К сожалению, все предыдущие попытки создать российскую военно-морскую базу в Африке, в частности, на Красном море, терпели поражение.
1 декабря 2020 года Москва и Хартум подписали соглашение о создании пункта материально-технического обеспечения ВМФ РФ в Порт-Судане, направленное на «поддержание мира и стабильности в регионе». Соглашение было заключено сроком на 25 лет.
Оно предоставляет России право использовать порты и аэропорты Судана для перевозки оружия, боеприпасов и необходимого оборудования. Документ предполагает, что личный состав новой российской базы не превысит 300 человек, а в акватории города Порт-Судан смогут находиться до четырех военных кораблей РФ одновременно, в том числе с ядерной энергетической установкой. База в Порт-Судане станет первой российской военной базой в Африке — и лишь второй военно-морской базой за пределами бывшего Советского Союза.
Некоторые информагентства, в том числе «Аль-Арабия», утверждали, что новое переходное правительство Судана заморозило соглашение о российской морской базе на Красном море под давлением администрации президента США Джо Байдена. Но российские власти опровергли приостановку договора и подкрепили свои слова прибытием российского военного корабля в Порт-Судан 1 мая 2021 года.
Бывший посол Германии в Судане Рольф Вельбертс, ранее возглавлявший Информационное бюро НАТО в Москве, прокомментировал это соглашение, заявив, что «Россия определяет себя как игрока прямо на месте в этом важном регионе мира». Он отметил, что отсутствие базы на Красном море вредит международному имиджу России. По его словам, США, Франция и Китай имеют там свои базы, в то время как русские нет.
Усиление военного влияния было не единственной причиной, по которой Москва загорелась желанием иметь базу в Судане. По словам российского журналиста и военного эксперта Александра Гольца, контроль над минеральными богатствами Судана, в частности, над золотом, а также огромные энергетические ресурсы и выдающийся сельскохозяйственный потенциал, вызвали большой интерес у русских и стали причиной их стремления усилить свое влияние в Судане. Гольц также указал на другие причины, в том числе на то, что эта военная база позволит России «заблокировать торговые пути в случае конфликта с Западом».
Ожидается, что стратегия русских, направленная на борьбу с растущим американо-китайским влиянием в Судане, столкнется с сильным сопротивлением со стороны гражданского компонента нового переходного правительства, который обвиняет Москву в поддержке режима аль-Башира во время суданской революции.
Американцы восстанавливают влияние в Африке
Бывший президент США Дональд Трамп за четыре гора своего президентства значительно снизил американское влияние в Африке, что открыло двери для его конкурентов во главе с Китаем и Россией, усиливших свое присутствие на «чёрном континенте» с помощью давления и «мягкой силы».
Политика Трампа создала трещины в стене американского присутствия в Африке, что вынудило Джо Байдена внести этот вопрос в свой список приоритетов после вступления в должность. С первых дней своего президентства Байден работал над восстановлением присутствия США в Африке.
В январе заместитель командующего AFRICOM по военно-гражданским связям посол Эндрю Янг и директор разведки контр-адмирал Хайди Берг посетили столицу Судана с целью расширения американо-суданского сотрудничества.
После свержения аль-Башира американо-суданские отношения значительно улучшились. Вашингтон сделал африканскому государству несколько заманчивых «подарков», направленных на укрепление партнерских отношений. США выступили инициаторами исключения Судана из списка стран-пособников терроризма и оказали давление на международные организации, чтобы те одобрили план по списанию значительной части внешнего долга страны.
Таким образом американцы стремятся вернуть себе утраченное влияние в Африке, а также установить контроль над наиболее важными водными путями на «чёрном континенте», чтобы заблокировать дорогу Москве, которая пытается укрепить свое присутствие в Судане, пользуясь опытом, приобретенным в Сирии и Ливии
Судан: большие выгоды, но…
Россия и США пытаются «оторвать кусок жирного пирога», предоставляя суданцам различные блага в свете тяжелого экономического кризиса, от которого многие годы страдает страна. Благодаря сотрудничеству с Россией суданской армии удалось укрепить свою военную мощь за счет бесплатных поставок российского вооружения. Судан также смог повысить уровень подготовки военных и военно-технических кадров в то время, когда он сталкивается со многими внутренними и внешними проблемами.
Кроме того, страна стремится оживить свою экономику за счет отношений с Россией. Объем товарооборота между Россией и Суданом в 2018 году составил 500 миллионов долларов, что сделало Судан третьим по величине торговым партнером России к югу от Сахары.
Что касается сотрудничества с американцами, ожидается, что «подарки», сделанные США в последние несколько месяцев, окажут положительное влияние на суданскую экономику, в том числе откроют доступ к международным экономическим организациям, которые проявят некоторую гибкость в урегулировании экономического кризиса в Судане.
Хорошие отношения с Вашингтоном могут стать для Судана отправной точкой для укрепления его присутствия на международной арене, а также помочь стране противостоять внутренним и региональным вызовам посредством различных соглашений, расширяющих американо-суданское сотрудничество. Кроме того, восстановление отношений Судана с американскими союзниками в регионе могут положительно сказаться на экономической и социальной реальности суданского населения.
Между молотом и наковальней
Несмотря на выгоды, которые Судан планирует получить от укрепления отношений как с американцами, так и с русскими, он не сможет долго балансировать между США и Россией. Обе страны пытаются заставить Судан окончательно выбрать сторону, чтобы добиться своих целей, с одной стороны, и «стереть в порошок» противника, с другой стороны.
Аналитики полагают, что Судан на этапе переходного периода будет изо всех сил стараться извлечь максимальную выгоду из борьбы за влияние между США и Россией, и что он сможет достигнуть поставленной цели.
Это мнение подтвердил американский исследователь из Оксфордского университета Сэмюэль Рамани. Он считает, что Хартум будет стремиться поддерживать сбалансированную внешнюю политику между Вашингтоном и Москвой, но это будет так или иначе зависеть от нынешней ситуации в стране и органов власти, основанных на разделении власти между революционерами и военными.
Рамани отмечает, что военные, естественно, тянутся к Москве в свете прочных отношений, объединяющих их на протяжении десятилетий. С другой стороны, гражданская оппозиция, вышедшая из недр революции, не забывает о поддержке русскими режима аль-Башира и считает их предателями революции, и поэтому тянется к американцам, которые укрепили ее власть, несмотря на ограничения, наложенные на нее военными.
Американский исследователь считает, что Байден попытается сблизиться с Хартумом, используя новую динамику в отношениях между двумя странами. С другой стороны, новая администрация США пытается изменить свою внешнюю политику в отношении России после правления Трампа, которое демократы называют «четырехлетним подчинением Путину».
Соответственно, американцы рассматривают Судан как арену для борьбы против геополитического подъема русских в Африке. Но остается вопрос: удастся ли Вашингтону убедить Хартум уменьшить сотрудничество с Москвой после революции? С другой стороны, удастся ли России воздействовать на суданских военных таким образом, чтобы сохранить свое влияние в этой африканской стране и избежать последствий американского давления?
Наконец, самый важный вопрос заключается в способности Судана поддерживать сбалансированную политику без необходимости платить по счетам за отказ от сотрудничества с одной из сторон. А также вопросы, имеющие на следующем этапе первостепенное значение, касаются возможных изменений во власти Судана после окончания переходного периода, который продлится до июля 2022 года.