Как кажется империям, они настолько сильны, что им можно совершать ошибки. Но ком проблем растет, и придет время, когда их груз станет неподъемным. Об этом сказал Владимир Путин накануне встречи с Джозефом Байденом.
Россия существует, была и будет. Америка должна смириться с этим фактом и научиться уважать российские интересы, как сказал президент РФ Владимир Путин на Петербургском экономическом форуме на прошлой неделе. Его слова чрезвычайно актуальны, поскольку Путин также объявил о завершении первой ветки «Северного потока 2», которую уже можно наполнять газом. Во время встречи с главными редакторами мировых СМИ глава Кремля отметил, что нормализация отношений между Москвой и Вашингтоном возможно только при выполнении одного условия й- уважении к России и ее легитимным интересам. Эти слова стали его главным посланием американскому президенту Джозефу Байдену накануне их первого саммита 16 июня в Женеве. От этого будет зависеть успех переговоров двух лидеров, которым много что есть друг другу сказать по прошествии десяти лет после их последней встречи в Москве. Тогда Путин возглавлял правительство России, а Байден был вице-президентом Соединенных Штатов.
Вашингтон повторяет ошибки
Сейчас российский президент подчеркивает, что текущее состояние российско-американских отношений обусловлено позицией Вашингтона, который вводит против Москвы санкции «по любому поводу или даже без повода вообще». Вместе с тем Путин выразил надежду на то, что встреча с Байденом будет конструктивной, так как у них есть общие интересы. Получится ли это на самом деле, вопрос открытый, ведь американский президент опосредованно ответил Путину, опубликовав свой материал в «Вашингтон пост». В нем Байден отметил, что «США должны управлять в мире с позиций силы» из-за таких угроз, как коронавирус, климатические изменения и Россия с Китаем. Но почему США «должны» управлять миром, применяя силу, и когда мир дал им такие полномочия? А может, все уже устали от этой силы? Подобные вопросы, вероятно, задаст Байдену в Женеве и Владимир Путин.
Дело в том, что второй посыл Путина Байдену касается американского настоящего и будущего. По словам Путина, Вашингтон совершает все те же ошибки, которые в прошлом допустил Советский Союз, то есть накапливает проблемы, которые вскоре станут неподъемными. «Знаете, в чем проблема? Я расскажу вам как бывший гражданин бывшего Советского Союза, в чем проблема империй. Они думают, что они настолько могущественны, что могут позволить себе небольшие ошибки и промахи. Этих купим, этих напугаем, с этими договоримся, этим дадим бусы, этим погрозим военными кораблями. И это решит проблемы», — сказал российский лидер. Но, как он подчеркнул, количество проблем «нарастает, и наступает момент, когда с ними уже не справиться». «И США уверенной походкой, твердым шагом идут прямо по пути Советского Союза», — заявил хозяин Кремля. Эти слова перекликаются с его заявлением, сделанным почти год назад, когда он выразил надежду на то, что «крепкие основы американское демократии помогут Соединенным Штатам выйти из кризиса, который охватил страну». Это замечание еще важнее от того, что вскоре в США воцарилась нестабильность в результате политических, расовых и социальных конфликтов и беспорядков.
Прорыв в самое сердце западной империи НАТО
Многие, особенно на Западе, склонны списывать заявление Путина на его мнимое желание навредить Америке, или, хуже того, некоторые считают их проявлением слабости, своего рода коварного ответа на давление и угрозы, которым Вашингтон и его союзники и единомышленники подвергают Москву. Но это существенная ошибка. Нельзя назвать слабым того политика и то государство, которые «протащили» еще один свой магистральный газопровод в самое сердце западной натовской империи, несмотря на все санкции, угрозу и сопротивление «сильнейшей державы мира». Оказалось (опять), что Путин и Россия устойчивы ко всякого рода запугиванию и подкупам и отнюдь не готовы довольствоваться стеклянными бусами, в отличие от российских элит в 90-е годы прошлого века. Уже хотя бы поэтому слова российского президента стоит обдумать более внимательно. Но это не единственная причина.
Когда-то Владимир Путин назвал распад Советского Союза «величайшей геополитической катастрофой ХХ века», и на протяжении всей своей политической карьеры он работал над тем, чтобы не повторить ни одной советской ошибки, даже когда его геополитические соперники всеми способами его к этому подталкивали. Путин хорошо понимал механизмы развала сверхдержавы, в том числе раздутые расходы, игнорирование сигналов, поступающих от ненадежных и расточительных союзников, равнодушие к внутренним противоречиям… Но главное, это действия с «позиций силы», выражение неуважения и презрения к «малым» народам по всему миру и навязывание им своей воли. «Северный поток 2» — лучший пример того, как взаимоуважение и взаимная выгода могут перевесить «превосходство и команды» из единого центра. И какими зависимыми ни были бы государства мира, не все они «слепы на оба глаза». И таких будет становиться все больше и больше…
Экзотические заявления
Путин дал понять Белому дому, что там должны научиться уважать интересы Москвы, если хотят нормализовать отношения. Подобная позиция прямо противоположна той, какую ожидал бы средний слушатель и читатель западных СМИ. Разве Путин и русские не стоят на коленях, не плачут, не ползают и не умоляют Запад смилостивиться над ними? «Главное, что нужно сделать — это относиться друг к другу с уважением и учитывать интересы друг друга. В самом широком смысле этого слова. Не мы загнали российско-американские отношения в то состояние, в котором они находятся сегодня. Не мы это сделали. Мы не предприняли ни одного шага первыми в том, что наносило ущерб российско-американским отношениям», — сказал глава российского государства. Казалось бы, совершенно нормальная политическая позиция и требования. Но в словаре современных властителей мира такие слова, как «уважение друг к другу и интересам друг друга», относятся к категории экзотическим. И если бы речь не шла о ядерных сверхдержавах, то, возможно, ситуация не была бы столь опасной.
В своей статье Байден отмечает, что США «не ищут конфликта» с Россией. «Мы хотим стабильных и предсказуемых отношений там, где можем сотрудничать с Россией в таких вопросах, как стратегическая стабильность и контроль над вооружениями», — написал американский лидер. Однако, как отметил Байден, в Женеву он поедет после переговоров на высоком уровне со своими друзьями, партнерами и союзниками из Большой семерки, НАТО и Европейского Союза, «которые смотрят на мир через ту же призму, что и США, и с которыми мы восстановили наши связи и разделяем общие цели». «Мы останемся едины в противодействии вызовам России европейской безопасности, начавшимся с агрессии на Украине, и не стоит сомневаться в решимости Соединенных Штатов защищать наши демократические ценности, которые мы не отделяем от наших интересов», — подчеркнул американский лидер, добавив, однако, что «требует серьезных последствий за поведение, которое угрожает американскому суверенитету, включая вмешательство в наши демократические выборы, и президент Путин знает, что я без колебаний отвечу на будущие вредоносные действия». В конце, Байден еще раз подчеркнул «приверженность Соединенных Штатов, Европы и родственных демократий защите прав человека».
Несмотря на то, что его слова передают определенную готовность к сотрудничеству с Россией, в целом его текст вряд ли можно приписать тому, кто «не ищет конфликта». Если накануне важной встречи, на которой вы ожидаете уступок, публично и откровенно обвинить собеседника в том, что он агрессор (а несколькими неделями ранее вы назвали его еще и преступником), а потом еще пригрозить «серьезными последствиями», если он продолжит делать то, в чем вы его, без всяких доказательств, обвиняете, то у собеседника появится законное право задать себе и другим некоторые вопросы, а также предложить собственные ответы.
Поэтому Путин ясно говорит о том, что «это не мы» завели отношения в тупик. «Не мы это сделали. Мы не предприняли ни одного шага первыми в том, что наносило ущерб российско-американским отношениям. Мы, что ли, вводили санкции против США? США против нас санкции вводили и продолжают вводить по каждому поводу и без повода вообще. Только потому, что мы существуем. Но с этим придётся смириться. Россия есть, была и будет, так же, как и есть, и будут США, которые играют очень важную роль в мире», — сказал российский лидер и напомнил, что «не ждет прорывов от этого саммита».
Что важно для всего мира
Президенты сходятся во мнении, что прорывов не будет, и тем не менее важно, что лидеры США и России снова встретятся (через три года после саммита Путина и Трампа в Хельсинки 16 июля). Встреча, состоявшаяся в финском президентском дворце (бывшей резиденции российских императоров), не принесла ни единого подписанного документа, и тогда тоже обсуждалось российское вмешательство в американские выборы. Скромные достижения той встречи объяснялись еще и тем, что американские спецслужбы за день до саммита Трампа и Путина задержали в Вашингтоне россиянку Марию Бутину, признав ее «незарегистрированным иностранным агентом». Ей дали 18 месяцев заключения. Это было откровенное послание российскому президенту, чья старшая дочь носит имя и фамилию, которые всего одной буквой отличаются от имени Марии Бутиной, о том, что рассчитывать на прорыв не стоит. Так и вышло. Теперь, когда Байден рассуждает о подходе с позиций силы, Путин тоже не может рассчитывать на большие достижения саммита, хотя они важны для всего мира. Ведь все подвергнутся опасности, если он отныне тоже начнет действовать с позиций силы. Хотя он мог бы и без труда…