Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Чудо века: советский истребитель МИГ-17 пролетает под мостом через Обь (Yahoo News Japan, Япония)

Советский истребитель в сказочном маневре «нырнул» под опорами моста через великую сибирскую реку Обь. Как тогда появилась невероятная фотография этого чуда?

© РИА Новости В. Куняев / Перейти в фотобанкРеактивный истребитель МИГ-17
Реактивный истребитель МИГ-17 - ИноСМИ, 1920, 14.06.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Японские СМИ рассказывают о полете советского истребителя МИГ-17 под центральным пролетом Октябрьского моста в Новосибирске в 60-х годах. Сайт восхищается смелостью советского летчика. Даже руководство тогдашнего Министерства обороны СССР отметило его мастерство наложив самое мягкое наказание. Читатели пишут: «Советский летчик – герой!»

Крупнейший информационно-новостной японский портал Yahoo News Japan со ссылкой на специализированный военный сайт PANZER рассказывает о сенсации 1960-х годов, случившейся в городе Новосибирске.

Новосибирск в России также называют «столицей Сибири». Это город, который быстро развивался на берегах великой сибирской реки Оби одновременно со строительством Транссибирской магистрали. Вечером 4 июня 1965 года высоко в небе над городом послышался рев реактивного истребителя. Он становился все громче по мере того, как пилот снижал высоту полета.

Люди на земле с тревогой вглядывались в небо. «Что случилось?». Наконец в небе появилась яркая серебристая точка. Это советский истребитель МИГ-17. Стали видны его очертания и даже звезды на крыльях. Самолет начал, резко снижаясь, кружить над Октябрьским мостом через Обь

В заключительной части третьего круга он внезапно нырнул вниз, и почти задевая фюзеляжем поверхность реки, на большой скорости проскочил в центральную арку моста, моментально прошел сквозь нее, и с ревом и в водяном облаке вынырнул с противоположной стороны, резко взмыв в облака.

Октябрьский мост — это большое инженерное сооружение 24 метра шириной. На нем 6 полос, очень интенсивное движение автомобилей, трамваев и пешеходов. Существует масса фотографий этого очень загруженного моста. Есть даже фото с пролетающим под мостом истребителем. Этот решающий решающий момент каким-то невероятным образом оказался запечатленным на фотографии. Если бы это был демонстрационный полет высшего пилотажа, это, безусловно, был бы подвиг, который занесли бы в Книгу рекордов Гиннеса. Но, на самом деле это была не пропаганда, не показательный полет, и даже не съемка какого-то фильма. На это чудо решился и выполнил его один-единственный пилот истребителя.

В современных играх-симуляторах полета на боевом истребителе есть такие миссии — пролет под мостом. В игре, если только вы правильно удерживаете штурвал, то вполне успешно можете выполнить это полетное задание.

Реальность — совсем другое дело. Да, действительно в мире зафиксировано немало акробатических полетов асов-профессионалов и под мостами, и сквозь триумфальные арки и другие подобные объекты. Но чтобы настоящий боевой реактивный истребитель на огромной скорости пролетел «впритирку» к воде и опорам действующего и заполненного транспортом моста через «узкое горлышко» одного из его пролетов — таких случаев в мире насчитывается хорошо если единицы.

Совершивший этот безумный полет истребитель моментально испарился в небе, и с учетом высокой скорости его полета никому из свидетелей не удалось запомнить ни его номер, ни другие идентифицирующие признаки.

Все же в конце концов выяснилось, что в то время под Новосибирском летали четыре МИГ-17, очертания которых были похожи на очертания истребителя из инцидента с Октябрьским мостом. Их пилоты были немедленно задержаны. Эти четыре самолета участвовали в учениях двух мотострелковых дивизий Советской Армии, которые проводились в Сибирском военном округе с начала июня, и после выполнения задания возвращались домой.

Мотив поступка — стресс? И, наверное, пилота постигло суровое наказание?

Улетевшего из-под Октябрьского моста пилота быстро нашли. Им оказался 30-летний капитан Валентин Привалов, служивший в Черниговском истребительном авиационном полку ВМФ СССР. На допросе он показал, что был уверен, что никто его не «вычислит». Оказалось, что это было не так. В конечном счете выяснилось, что злого умысла в действиях капитана не было, и он просто совершил акт «воздушного хулиганства», возомнив себя «истребителем-волком».

Тогдашний министр обороны СССР Малиновский смотрел на это дело по-другому. С учетом особой опасности инцидента, который в случае малейшей ошибки пилота мог закончиться трагедией с массовой гибелью людей, министр приказал создать специальную комиссию для тщательного расследования происшествия.

Естественно, что в вооруженных силах любой страны мира военные всегда готовы наказывать тех военнослужащих, которые по разным причинам совершают самоубийственные действия, которые могут привести к катастрофам и людским жертвам.

Однако в данном случае первый секретарь Новосибирского обкома КПСС Горячев звонит Генеральному секретарю ЦК КПСС Брежневу и просит его не наказывать строго летчика, который продемонстрировал всей Сибири и стране пример высокого летного мастерства и мужества. История запутывается, в ней принимают участие уже не только военные, но и верхушка Коммунистической партии Советского Союза. В результате громкое «дело» было «спущено на тормозах», и наказание летчику было ограничено 10-дневным отстранением от полетов (которое еще и было оформлено как оплачиваемый отпуск). До сих пор не ясны все детали принятия такого мягкого по тем временам решения.

Позже новосибирский журналист Каманов, взял интервью у самого Привалова. Первоначально Привалов служил в 691-м истребительном авиационном полку Краснознаменного Балтийского флота ВМФ СССР. Однако его перевели из элитного подразделения с берегов Балтийского море, обращенного на запад, в «пацифистскую» Сибирь во внутренних районах СССР. В этой связи капитал испытывал определенный стресс. Каждый раз, когда он пролетал над Новосибирском в ходе учений или маневров, он мечтал о том, что, что когда-нибудь «нырнет» под Октябрьский мост. Похоже, это был изрядный воздушный хулиган.

А что же это за фотография в начале статьи?

Впоследствии после вышеприведенного инцидента Привалов продолжал служить в советской военной авиации и даже дослужился до командира авиационного подразделения в городе Горьком. В 1977 году из-за сердечно-сосудистых проблем вышел в отставку в звании подполковника. Судя по всему, то событие 12-летней давности не сказалось отрицательно на его карьере. По состоянию на 2021 год он живет в Москве.

Кстати, в начале автор упомянул о том, что «существует еще фотография пролета истребителя под Октябрьским мостом». Однако следует учитывать, что времена упомянутого инцидента, в отличие от сегодняшнего дня ни у кого не было при себе мобильного телефона с камерой, на которую можно моментально снять что угодно. К тому же полет не был заранее подготовленным событием воздушной акробатики. Он был осуществлен Приваловым спонтанно, «по велению души». Каким же образом была запечатлена столь невероятная по тем временам сенсация?

Сразу открою читателя секрет: появившаяся тогда в газетах фотография полета Привалова — всего лишь коллаж. Он был создан работавшим в то время фотохудожником Евгением Сотичевским по заказу Новосибирского государственного музея для того, чтобы прославить город Новосибирск. Композиция и масштаб коллажа, разумеется, представляют реальное место события несколько искаженно, так что, если внимательно присмотреться к изображению, сразу можно понять, что это не настоящая фотография. Она была опубликована на первой полосе местной газеты «Вечерний Новосибирск», но представала перед читателями скорее как иллюстрация, а не как фото-сенсация.

В Советском Союзе в то время фотоколлажи часто использовались как пропагандистские материалы, а не как фотодокументы. Хорошо известно, что даже сегодняшние цифровые фотографии зачастую подвергаются коррекции с помощью «фотошопа», что уж говорить о прошлых временах.

Так и появилась на свет эта «фотография», запечатлевшая смелость и мужество советского военного летчика далеких 1960-х годов.

Фото советского истребителя МИГ-17 в музее. Всего в СССР было произведено около 10 тысяч таких машин.

 

Комментарии японских читателей

mot

Летчик — герой!

Думаю, что мягкое наказанием имело место в условиях борьбы за власть, которая была в то время сразу после отставки Хрущева. Брежнев не хотел ссориться с военными. Он сам воевал. Поэтому и возобладало мнение о том, что героя, конечно, наказать нужно, но не жестко.

ccf

Интересно, что в советские времена в советской армии были такие герои-хулиганы. Интересно и то, что тогдашнее руководство решилось на публикацию такого смелого коллажа. И вообще интересно, что советское партийное руководство было способно на нормальные человеческие поступки!

р15

Раньше я жил и думал, что коммунизм — это сплошная ложь. Теперь я думаю, что сплошная ложь — это демократия. Интересно, что и при коммунизме жили люди, способные на такой замечательный подвиг!

gon

Если этот летчик вышел в отставку подполковником, да еще командиром, то ему удалось сделать вполне достойную карьеру!

ddh

Конечно, сразу видно, что фотография — это коллаж. У самолета невероятный угол атаки. Вряд ли в реальность он мог бы так взмыть в воздух. Но все равно интересно!

hap

В старых примитивных по сравнению с нынешними самолетах все решало личное мастерство пилота. Здесь пилот был действительно мастером!

kao

Пусть фотография эта и коллаж, но мастерство пилота налицо. Ведь самолет могло под мостом обдать мощной волной воды, тяга двигателя на поверхности реки могла упасть. Но он сделал это!

blu

Такие мужественные поступки боевых пилотов вызывают уважение в независимости от того, к какому лагерю они принадлежат — западному или восточному.

ajl

Фотография, конечно, коллаж. Но советские МИГ-17 еще во времена вьетнамской войны были известны своей удивительной маневренностью Они буквально танцы танцевали вокруг американских F-4.

nax

Военные пилоты типа Маверика из Top Gun есть везде. Однако реальность гораздо суровее, чем боевики.

jog

А был еще молодой немецкий летчик, который сел на Красной площади?!

jra

Какая интересная статья! А то нас все время кормят этой Олимпиадой, да Олимпиадой!

abc

Пилот сам совершил такой хулиганский поступок? Но все равно красиво!

nuc

А вот американские военные пилоты дымами рисуют в небе мужское достоинство! Так что этот «нырок» под мост — это еще вполне приличное развлечение!

blu

А я, если бы не прочитала статью, посчитала бы фотографию настоящей! Здорово сделан этот коллаж. Интересно!

abc.505

Прекрасно! Прямо дух захватывает!

kao

Вот если бы под мостом пролетел В-52 — вот это был бы номер!

А слабо американцам попробовать «пронырнуть» на этом бомбардировщике под Золотым мостом?!