Когда президент Байден и президент России Владимир Путин проведут в Женеве первую за время президентства Байдена личную встречу, у них будет возможность обратить вспять опасную и во многих отношениях беспрецедентную деградацию отношений между двумя странами и начать прокладывать новый курс.
Отношения между Соединенными Штатами и Россией достигли особенно опасного момента. Администрация Байдена недавно ввела новые санкции против российской экономики и выслала 10 российских дипломатов в ответ на предполагаемые попытки этой страны вмешаться в американские выборы. Это еще сильнее обострило наши отношения. В свою очередь, Россия тоже выслала 10 американских дипломатов, пригрозила принять «болезненные меры» против американских компаний в будущем и объявила о намерении запретить Соединенным Штатам нанимать на работу российских граждан. Этот дипломатический кризис еще больше усугубился после того, как недавно в России закрылись два последних консульства Соединенных Штатов, в результате чего все консульские функции легли на посольство, которое испытывает нехватку кадров и не справляется с объемом работы, что в свою очередь привело к резкому замедлению процесса оформления виз. Прошло уже несколько месяцев после того, как послы Соединенных Штатов и России покинули свои резиденции соответствующих столицах, вернувшись на родину для консультаций. Стоит отметить, что послы оставались на своих рабочих местах даже в самые опасные моменты холодной войны, такие как Карибский кризис. Те открытые дипломатические каналы сыграли крайне важную роль в предотвращении дальнейшей эскалации напряженности и, несомненно, спасли множество жизней.
Трудно преувеличить тяжелые глобальные последствия, если отношения между Соединенным Штатами и Россией продолжат ухудшаться. Бывший министр обороны США Уильям Перри (William Perry) заявил, что за последние годы вероятность крупной ядерной катастрофы стала даже выше, чем во время холодной войны, — а холодные войны, как известно, подпитывают развитие военно-промышленного комплекса, укрепляют позиции «партий войны» и поборников жесткого курса. Очень часто такие конфронтации лишают граждан внутри воюющих стран возможности предлагать обсуждать иные точки зрения.
Но международное партнерство играет важную роль не только в деле предотвращения войны. Отсутствие сотрудничества может также препятствовать урегулированию существующих глобальных кризисов, и последствия могут оказаться экзистенциальными.
Пандемия covid-19 продемонстрировала необходимость международного сотрудничества ради противостояния глобальным вызовам. Противостояние угрозе изменения климата — это еще более тяжелая и устрашающая битва. Когда крупнейшие державы не сотрудничают друг с другом, чтобы защитить универсальные интересы всего человечества, страдает вся планета.
К счастью, предстоящий саммит дает Соединенным Штатам и России шанс снизить напряженность и начать работу по восстановлению их глубоко разрушенных отношений. Как мы с моими коллегами отметили в нашем открытом письме Американского комитета за достижение согласия между США и Россией (American Committee for U.S.-Russia Accord), несколько важных шагов можно и нужно предпринять немедленно.
Во-первых, минимум: администрация Байдена должна вновь открыть американские консульства в России и возобновить процесс оформления виз в полном объеме. Соединенные Штаты не могут надеяться на улучшение отношений с Россией, не восстановив работу базовых консульских сервисов. Способность граждан посещать страны друг друга имеет большое значение, потому что это помогает развивать мирные связи между нашими народами и открывать новые возможности для сотрудничества между нашими учеными, студентами и деятелями искусства, что в свою очередь способствует демократизации.
Во-вторых, необходимо сделать следующее заявление: Байден должен попросить Путина присоединиться к нему в подтверждении принципа, согласно которому «ядерная война не может быть выиграна и никогда не должна вестись». Это тот самый принцип, который закрепили президент Рональд Рейган и советский лидер Михаил Горбачев во время своей встречи в Женеве в 1985 году. Как и 36 лет назад, в другой момент опасно высокой напряженности, подобное заявление станет простым, но очень действенным способом уменьшить страхи по всему миру касательно вероятности дальнейшей эскалации напряженности в отношениях между Соединенными Штатами и Россией.
В-третьих, Соединенным Штатам необходимо существенным образом изменить свой подход к взаимодействию с миром. Мы должны признать, что не являемся «незаменимым государством» и отказаться от этой устаревшей, высокомерной парадигмы национальной безопасности. Новой администрации следует сосредоточиться на наведении порядка в собственном доме, чтобы возродить нашу ослабленную демократию, а не продолжать крестовый поход по всему миру, диктуя ценности, которым мы сами не в состоянии соответствовать. Представьте себе, что было бы, если бы мы потратили хотя бы часть тех 778 миллиардов долларов, которые мы израсходовали на наши вооруженные силы в прошлом году, на социальные нужды и инфраструктуру. Как недавно сказал мне президент Института ответственного государственного управления Куинси (Quincy Institute for Responsible Statecraft) Эндрю Басевич (Andrew Bacevich), нам необходима новая стратегия национальной безопасности, сфокусированная на том, чтобы «обеспечивать безопасность и благополучие американских граждан там, где они живут». Это не изоляционизм, это реализм.
Общие вызовы, с которыми мы сталкиваемся, требуют переосмысления того, как Соединенные Штаты ведут дипломатическое взаимодействие не только с Россией, но и с остальным миром. Байден и его команда поступят разумно, если они будут двигаться вперед, демонстрируя скромность, осмотрительность и сдержанность, а также избегать ошибочного приравнивания этих качеств к слабости. Как говорится в открытом письме независимых американских и российских женщин, под которым на прошлой неделе я тоже подписалась, «в нынешние времена именно новое мышление, а не новое оружие является наиболее эффективным инструментом авторитетного лидера».