На фотографиях со встречи в прекрасном дворце XVIII века в Женеве можно увидеть, как натянуто улыбается Джо Байден, а Владимир Путин развалился в кресле с полным безразличием на лице.
Они не стали ни обедать, ни ужинать вместе. Даже от совместной пресс-конференции отказались. Встреча закончилась раньше, чем планировалось, — она продлилась все два с половиной часа. Некоторые сразу заговорили, что между президентами коса нашла на камень.
Вот почему было весьма неожиданно, когда и Путин и Байден независимо друг от друга заверили, что тон встречи был позитивным и без всякой враждебности, пусть между ними и нет согласия по многим вопросам.
Инициатором встречи был Джо Байден. Поэтому Путин согласился первым провести пресс-конференцию, и Байден мог взять на себя окончательное подведение итогов.
Для президента России одно то, что Байден готов встретиться с ним под взглядами всего мира, — уже большой успех. Эта встреча стала для Путина редким ныне шансом ненадолго выйти в свет софитов на международной сцене в качестве игрока мирового уровня, равного американскому президенту. Плодами этого успеха Путин сможет воспользоваться и дома, в России, где осенью предстоят парламентские выборы. Ведь многие критиковали Байдена только за то, что он вообще стал встречаться с российским президентом.
Байден же стремился лично пообщаться с Путиным, чтобы всерьез обсудить ряд вопросов и показать, что США не приемлют новой российской гибридной войны с ее хакерскими атаками на объекты американской инфраструктуры и попытками повлиять на исход американских выборов.
Путин все отрицал
Байден также хотел сказать Путину лично и напрямую, что США полностью поддерживают право Украины как суверенного государства на самоопределение и что, если Россия снова нарушит права человека, как в случае с оппозиционером Алексеем Навальным, американский президент всегда ответит протестом.
И он утверждает, что смог затронуть все эти темы.
Путин ни по одному из вопросов не принес извинений и не пообещал исправиться. В ходе почти часовой пресс-конференции после встречи он отбросил все обвинения в кибератаках и вмешательстве в выборы. Вместо этого он заявил, что это Россия стала мишенью множества американских кибератак, а США даже не ответили на обвинения в их адрес.
Путин повел себя именно так, как обычно поступает, когда журналисты задают ему каверзные вопросы о нарушениях прав человека. Вместо прямых ответов он заговорил о США и усомнился в их истинной приверженности демократии, ведь там рискуешь получить пулю, просто выйдя из дома на улицу, демонстрации оборачиваются беспорядками, а полицейские убивают протестующих.
В России нам такого не надо, заявил Путин, подразумевая, что именно поэтому не дает работать «террористическим организациям», таким как движение Навального, которое, как он косвенно намекнул, получает поддержку от США. В остальном Путин даже не стал упоминать имя сидящего в тюрьме лидера оппозиции, а называл его просто «этот человек».
Красная линия Путина
Что касается Украины, Путин непреклонен. На вопрос о стремлении Украины стать членом НАТО он ответил, что тут нечего обсуждать.
Путин ясно дал понять, что у него дома действуют его правила. Такие страны, как Белоруссия, Грузия и Украина, он считает частью российской сферы интересов и поэтому никогда не позволит им присоединиться к западному военному альянсу НАТО.
Так что если Байден и надеялся наставить Путина на путь истинный, тут он был полностью посрамлен. Однако, похоже, ему удалось заронить в голову Путина мысль, что, пожалуй, враждовать с США не так уж разумно. Если это так, то отношения могут перейти из состояния глубокой заморозки к некоторой оттепели.
По словам Байдена, он прямо объяснил Путину, что если кибератаки русских хакеров продолжатся, то это не останется без последствий. «Я сказал ему, что и у США есть значительные киберресурсы, и мы ответим».
Эти слова Байден произнес не в форме угрозы, однако прозвучали они, несомненно, угрожающе.
Страны сошлись на том, что необходимо создать экспертную группу, и она подготовит список объектов инфраструктуры, которые нельзя атаковать кибероружием в мирное время. Также будет начат стратегический диалог, в частности о сокращении количества ядерного оружия.
Никакой новой холодной войны
Что из этого воплотится в жизнь? Посмотрим. Не менее интересно будет увидеть, как поступят США, если Путин не изменит свое поведение.
По мнению Байдена, Путин не заинтересован в том, чтобы началась новая холодная война с США.
Санкции Запада больно ударили по российской экономике, сильно зависимой от экспорта нефти и газа. Если Путин намерен оставаться у власти, ему надо будет дать экономике новый импульс. А если Соединенные Штаты осуществят угрозы новых и более жестких санкций, с этим возникнут трудности.
Байдену новая холодная война с Россией тоже ни к чему. Для него Россия — просто отвлекающий фактор.
Большой враг, на котором он хотел бы сосредоточиться, — это Китай.