Американский президент встретился с российским руководителем в швейцарском городе Женеве, и это была их первая очная встреча после инаугурации Байдена. Критики выразили свое разочарование состоявшимся саммитом, а некоторые из них сказали, что Байден не сумел призвать Путина к ответу за совершенные злодеяния.
Председатель Фонда защиты прав человека Гарри Каспаров в Твиттере выразил свое разочарование американским президентом. Он сказал: «Без американского лидерства ЕС постоянно уступает Путину. Байден должен был это прекратить, он даже построил на этом свою предвыборную кампанию. Он назвал Путина убийцей — и правильно сделал. Но суровый вид и грозные речи в Женеве не имеют никакого значения. Важны дела, а Байден пока этот экзамен проваливает».
Вспомнив про недавние кибератаки, предположительно осуществленные из России, Каспаров сказал, что саммит принес Путину пользу, поскольку он придает легитимность российской агрессии.
Далее он отметил: «Чтобы сделать такой подарок убийце, напавшему на США, надо было привести какие-то доводы американскому народу, а он даже не попытался. Российские хакерские атаки против США состоялись совсем недавно. Такое поведение нельзя считать нормальным».
«Когда грабят твой дом, ты не просишь грабителя о вежливой встрече в Женеве. Ты требуешь его ареста, ты хочешь, чтобы тебе вернули награбленное. А если грабитель сделает это снова? А потом еще раз?»
Эксперт по правам человека также подчеркнул, что критикуя Байдена, он отнюдь не защищает Трампа, который «самым вопиющим образом выслуживался перед Путиным».
Затем он вспомнил прежнего президента, который проводил переговоры с Путиным, и добавил: «Не так важно то, что полезно для страны. Важнее то, что кажется полезным для президента его сторонников внутри страны. Так ведут себя диктаторы, а у нас тут демократы, которые так себя вести не должны. Надо смотреть на результаты, а не на партийную принадлежность».
Другие люди тоже раскритиковали саммит. Сенатор-республиканец Линдси Грэм сказал: «Мне ясно, что Путину безразлично мнение о нем других людей. И если откровенно, ему нравится репутация человека, который может успешно вмешиваться во внутренние дела других стран».
Старший научный сотрудник Центра американского прогресса Макс Бергманн (Max Bergmann) добавил: «Это был не саммит. Это была просто встреча».
Давая пресс-конференцию после переговоров с Путиным, Байден признал, что «вокруг встречи было много шумихи».
Он заявил: «Я сказал президенту Путину, что программа моих действий не направлена против России или кого-то еще. Это программа для американского народа: борьба с covid-19, восстановление нашей экономики, восстановление отношений с союзниками и друзьями; защита нашего народа. В этом заключаются мои обязанности как президента».
«Я также сказал ему, что ни один президент Соединенных Штатов не сможет сохранить доверие американского народа, если он не станет выступать в защиту наших демократических ценностей, не будет отстаивать всеобщие права и основные свободы, которыми, на наш взгляд, должны обладать все мужчины и женщины».
«Это просто составная часть ДНК нашей страны. Поэтому я сказал ему, что права человека будут обсуждаться всегда. И дело здесь не только в том, что мы станем обличать Россию, когда она будет нарушать права человека. Дело в нашей сущности, в том, кто мы такие. Как я могу быть президентом Соединенных Штатов Америки и не выступать против нарушений прав человека?»