Вновь Верховную Раду сотрясают баталии из-за «языкового вопроса», на этот раз — из-за законопроектов, отменяющих норму об украинском языке в трансляции телесериалов, рекламе и политической агитации.
Если говорить о том, почему и при Зеленском всплыла эта больная для Украины тема, то тут есть две причины и два аспекта нынешних процессов.
Во-первых, когда речь идет о возможности дубляжа сериалов на русском языке, то это в интересах кинопроизводства. В команде «зеленых» есть довольно эффективные лоббисты медиа-групп, которые занимаются производством сериалов. Их интересы очевидны: сериал на «державній мові» попросту неконкурентоспособен, его намного сложнее продать другим государствам, чем сериал на русском языке. Так что это вопрос бизнеса.
Во-вторых, есть чисто политический аспект нынешних языковых споров. Часть депутатов (тот же Бужанский из Днепра и Шевченко из Запорожья) — мажоритарщики, и они будут поступать в соответствии с настроениями избирателей на их округах, а там не в восторге от «лагідної українізації», которую проводит команда Зеленского, по сути, продолжая курс, начатый при Порошенко.
Социология показывает, что определенные улучшения позиций Зеленского на западе и в центре наблюдаются (уровень поддержки там вырос на 4-6%), а по востоку — ноль. На юго-востоке у Зеленского назревают большие проблемы, и во многом они связаны с гуманитарной политикой. Поскольку многие жители этих регионов рассчитывали, что Владимир Александрович будет проводить более адекватную гуманитарную политику, но так не случилось, и это, безусловно, будет бить по Зеленскому.
Отказываясь от своего базового электората, от данных ему обещаний и надежд, Зеленский совершает ошибку. В итоге тот электорат, на который он рассчитывает, не ответит взаимностью на выборах.
Зато сегодня те, кто голосовал за Порошенко и Евросолидарность, с интересом начали смотреть на Зеленского. Но это вовсе не значит, что эти люди побежали под зеленые знамена. От Зеленского ждали более умеренной и взвешенной гуманитарной политики, а не просто косплея Порошенко. Ведь у тех, кому важен «армовир», остался Порошенко.
Вообще, украинизация у нас приобрела странный характер: мы стартовали с декоммунизации, однако теперь фактически наблюдаем дерусификацию, при которой не столько ратуют за украинский язык, сколько пытаются вытеснить все, что связано с Россией и ее культурой. Таким образом, продолжается политика изменения идентичности украинцев.
Если анализировать то, как себя ведут наши «провайдеры украинизации», то становится очевидно, что их действия и политика, которую они проводят, не способствуют усилению страны и укреплению государства.
В любом случае, вся эта история закончится очередным политическим скандалом. И как бы «слуги народа» ни пытались показать себя патриотами Украины, все равно их объявят «агентами Путина». Потому законодательные инициативы Бужанского и Шевченко шансов не имеют.
Провести могут ту часть, которая связана с бизнесом и финансовыми интересами тех, кто продюсирует сериалы. Со второй-третьей попытки продавят эти решения. А вот все то, что связано с политически мотивированными законопроектами и поправками, это сейчас без шансов.