«Отношения двух сильных и гордых великих держав». Как сообщают, именно такими словами начал американо-российский саммит в Женеве американский президент, обращаясь к российскому.
Это гордость двух великих держав, разделивших мир после войны на две части? Если у них есть такое ощущение своего лидерства, то очень хотелось бы, чтобы они продемонстрировали такой уровень сотрудничества, который принесет пользу всему международному сообществу.
Первая личная встреча на высшем уровне между США и Россией после инаугурации президента Байдена прошла в Швейцарии. Учитывая нынешнюю ситуацию, которая считается худшей после последней холодной войны, сам факт ее реализации следует оценить положительно.
Однако это всего лишь отправная точка. У двух стран накопилось много общих проблем. Оба лидера должны осознавать свою большую ответственность в качестве руководителей ядерных держав и стремиться к практическому прогрессу в отношениях.
В кратком совместном заявлении, опубликованном после встречи, говорилось, что «в ядерной войне нет победителей и допустить ее нельзя»«. Текст такой же, как и текст соглашение между президентом Рейганом и генеральным секретарем СССР Михаилом Горбачевым в 1985 году.
Важным значением встречи было подтверждение решимости не допустить возвращения мира в ту эпоху, когда ему реально угрожала ядерная война.
Самый большой вопрос в согласованных будущих двусторонних переговорах — это контроль над вооружениями. Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений СНВIII был продлен на пять лет незадолго до истечения срока его действия в феврале нынешнего года, но других договоренностей между США и Россией нет.
Чтобы остановить наращивание военного потенциала Китая, необходимо, чтобы Соединенные Штаты и Россия, обладающие превосходящими ядерными силами, возглавили переговоры по разоружению и создали бы всеобъемлющий механизм контроля над вооружениями, который включал бы в себя и КНР.
Соединенные Штаты и Россия не только являются двумя крупнейшими ядерными державами, но и крупнейшими мировыми экспортерами обычных вооружений. Помимо лежащей на них ответственности за международную безопасность, включая космос и киберпространство, между этими двумя супердержавами существует много вопросов, требующих координации и компромисса, таких как гуманитарный кризис в Сирии и ядерная проблема Ирана.
Однако недоверие, которое накопилось у США и России друг к другу, по-прежнему имеет глубокие корни.
В то время как Соединенные Штаты ввели международные санкции против России, которая не соблюдает принципы верховенства закона в мире, Россия предприняла попытки к разрушению союзнических отношений США с их партнерами по различным альянсам.
По мере того, как в обеих странах во внутренней политике странах усилились враждебность по отношению друг к другу, каналы для диалога между ними стали еще более узкими, чем даже во времена Советского Союза.
Президент Байден должен вынести серьезный урок из проводившейся Соединенными Штатами активной линии по демократизации России: такая политика лишь многократно усилила подозрительность Путина по отношению к Вашингтону.
Администрация Байдена сделала конкуренцию с Китаем своим главным приоритетом. В этой связи Вашингтон вынужден делать какие-то реверансы в адрес России, чтобы избежать «войны на два фронта». Но факт остается фактом: Путин уделяет первоочередное внимание сотрудничеству с Китаем, чтобы противостоять Соединенным Штатам. Поэтому торг здесь с Россией не имеет больших перспектив.
Понятно, что в то время как Россия не признает никакой своей вины в нарушениях прав человека или осуществлении кибератак, Байдену остается одно: провозглашать необходимость «стабильности и предсказуемости» в отношениях с Москвой. Действительно, если американо-российские отношения будут находиться в постоянном состоянии турбулентности, ни о какой стабильности в мире речь идти не может.
Остается надеяться, что между двумя супердержавами может в дальнейшем наладиться конструктивный диалог.