Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Al Mayadeen (Ливан): «Америка вернулась». Надолго ли?

© РИА Новости Сергей Гунеев / Перейти в фотобанкВстреча президентов России и США В. Путина и Дж. Байдена в Женеве
Встреча президентов России и США В. Путина и Дж. Байдена в Женеве - ИноСМИ, 1920, 22.06.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Авторы издания проанализировали итоги встречи Путина и Байдена и комментарии зарубежных СМИ. Главный посыл президента США о том, что «Америка вернулась», по их мнению, никак не состыкуется с тем, что американский лидер побоялся присутствовать на совместной пресс-конференции, а на его встречу с журналистами не были приглашены российские представители.

Встреча Байдена и Путина проложила путь к снижению напряженности и активизации совместного сотрудничества в области контроля над вооружениями.

Первое зарубежное турне президента Джо Байдена приостановило процесс ухудшения российско-американских отношений и положило начало усилиям по решению наиболее серьезных глобальных проблем, затрагивающих интересы двух стран.

Когда Байден начал турне, осуществив свою мечту «50-летней давности», многие похвалили его действия. Так, бывший министр обороны и член республиканской партии Чак Хейгел сказал: «Президент Байден всегда рассматривал внешнюю политику как сферу, зависящую от внутренней политики и национальных интересов государства. Эта тесная взаимосвязь прослеживается на примере внешней торговли, изменения климата, борьбы с терроризмом и других угроз безопасности, составляющих область наших интересов». (Politico, 7 июня 2021 г.).

Согласно прогнозам Белого дома, упомянутые усилия могут дать плоды через 6 месяцев. Предполагается, что за этот период будут предприняты попытки преодолеть конвульсии в американской политике, удовлетворить чаяния сторонников «холодной войны», а затем перейти к стадии «осторожного оптимизма и достичь договоренностей с президентом Путиным» (The New York Times, 18 июня 2021 г.).

Другими словами, центры принятия политических решений в Вашингтоне сочли недавнюю встречу на высшем уровне большим достижением президента Байдена, который отдает приоритет дипломатическому пути, открытости и поиску решений текущих проблем на местном и глобальном уровнях. Подтверждением тому стало объявление глав двух государств о возвращении послов к выполнению своих обязанностей, а также слова президента Байдена: «Америка вернулась» и «Дипломатия вернулась в центр нашей внешней политики».

Что касается американской интеллектуальной и политической элиты, то они приписывали президенту Байдену мышление времен «холодной войны». По их словам, «компас его внешней политики застрял на горизонте XX века, а планы на случай глобальных кризисов ушли недалеко от устаревших традиционных решений». Примером для них служат реакция на первую реальную угрозу во время сионистской агрессии против сектора Газа и неоднократное вето против принятия резолюции СБ ООН, осуждающей агрессию (журнал The New Republic, 4 июня 2021 г.).

Что касается «скромных» ожиданий американцев от турне и встреч на высшем уровне в Европе, то было принято сосредоточиться на трех достижимых целях. Газета The New York Times резюмировала их следующим образом: «Убедить европейских союзников, что Америка возвращается (к ведущей роли на мировой арене) и мобилизовать их в целях сдерживания Китая, обозначив при этом "красные линии" перед российским президентом, ставшим серьезным противником» (The New York Times, 18 июня 2021 г.).

По их оценке, президент Байден достиг первой цели, вернув свою страну после серьезного раскола в рядах членов НАТО. Что касается сдерживания Китая, то он добился определенного прогресса в отношении ряда европейских государств, несмотря на их нежелание видеть в Пекине угрозу, особенно в области торговли. Как известно, экономики европейских стран в значительной степени зависят от китайской продукции.

Часть американской интеллектуальной элиты выразила сомнение в способности президента Байдена добиться серьезных изменений во внешней политике в течение всего первого срока, учитывая безразличие «нынешнего руководства Демократической партии к переосмыслению (серьезному) политики своей страны и поддержку решения о вторжении в Ирак». (The New Republic, 4 июня 2021 г.).

Интеллектуалы, имеющие наибольшее влияние на процесс принятия политических решений и работающие в Совете по международным отношениям (издает солидный ежемесячный журнал под названием Foreign Affairs), разделяют европейские опасения относительно возвращения Америки. Их волнует, надолго ли это.

Такое впечатление складывается по причине обострения партийных разногласий (в Вашингтоне), так как это создает неопределенность относительно будущей внешней политики США (Foreign Affairs, 14 июня, 2021 г.).

Что касается несогласия европейцев с намерениями Вашингтона действовать еще более враждебно по отношению к Китаю, то это выразилось в негативной реакции на заявления госсекретаря США Энтони Блинкена, когда он обвинил Пекин в этнической чистке против уйгурского меньшинства и нежелании учитывать приоритеты американской политики.

Тем временем по поводу самой главной цели турне (достичь взаимопонимания с президентом России), эксперты отмечают: сказанное лидерами на пресс-конференции не свидетельствует об ощутимом прорыве в отношениях двух государств (The New York Times, 18 июня, 2021).

Проще говоря, президент Байден не смог оправдать большие надежды по причине излишнего оптимизма, как выразился один из его подчиненных. При этом он последовал рекомендации своих советников о необходимости отказаться от совместной пресс-конференции из-за опасений выступить хуже российского лидера, которому удалось добиться от Вашингтона отказа от дальнейшего противодействия планам по строительству газопровода «Северный поток — 2», идущего в Западную Германию.

Арабская редакция CNN назвала сдвиг в позиции Байдена по завершению строительства нефтегазового трубопровода доказательством его желания добиться прорыва на саммите в Женеве, даже если это противоречило рекомендациям Государственного департамента.

Возможно, наиболее точным в данном контексте является тезис, прозвучавший до начала турне Байдена: президент Путин смог занять центральное место на международной арене, благодаря своей национальной политике, а также бросив вызов американскому влиянию на глобальном уровне, свидетелями чего мы стали на его пресс-конференции для американских и европейских СМИ. Как следствие, президенту Байдену невыгодно появляться рядом с российским лидером в свете его ухудшающегося психического состояния и частой демонстрации признаков старения в последнее время.

До этой встречи на высшем уровне в отношениях двух ведущих держав был замечен резкий рост напряженности, который должен был привести к прямому военному столкновению между ними на фоне экспансии НАТО в Черноморском регионе, одобренной истеблишментом США, и разрыва контактов на всех уровнях (Rand Corporation, 10 июня, 2021).

Американская элита ужесточила риторику, вернувшись ко временам «холодной войны», учитывая, что повестка президента Байдена включает обсуждение вмешательства в выборы, контрпропаганду, контроль над вооружениями, стратегическую стабильность, военное присутствие России и закрытие дипломатических миссий.

То же самое сделала американская телекомпания CBS: «В ожидании встречи на высшем уровне между Байденом и Путиным Россия провела, по ее словам, крупнейшие военно-морские учения в Тихом океане со времен завершения "холодной войны"». Она имела в виду маневры военно-морского флота, состоявшиеся примерно в 300-500 милях от берегов Гавайских островов, в которых участвовали военные корабли, противолодочная авиация и стратегические бомбардировщики.

Обозначенная Rand Corporation повестка дня новой администрации не соответствовала действительности, когда на пресс-конференции Байден принял попытку помириться с Москвой, заявив: «Моя повестка дня и повестка США не против России или против кого-либо еще». Это закладывает основу для оптимистической тенденции, как на внутренней, так и внешней арене, для президента Байдена (Axios, 17 июня 2021 г.).

Между тем становятся очевидными финансовые потери Министерства обороны США, связанные, например, с созданием системы противоракетной обороны, инициированным бывшим президентом Джорджем Бушем в 2001 году. Программа предусматривала фиксированное увеличение расходов на оборону, составляющее 8 миллиардов долларов ежегодно, что встретило резкую критику со стороны экспертов, дипломатов и лидеров Демократической партии (Defense One, 15 июня 2021 г.).

В публикации говорится: «За несколько десятилетий было потрачено более 400 миллиардов долларов на программы по разработке и производству оружия, эффективность которого, мягко говоря, не доказана». Это напомнило о комментарии Байдена (на посту сенатора), когда он заявлял о систематической растрате финансовых ресурсов в то время, как в Соединенных Штатах отсутствует отлаженная, быстро реагирующая на вызовы, система здравоохранения.

Как отмечают авторы статьи, предупреждение сенатора Байдена о гонке ядерных вооружений могло сэкономить сотни миллиардов долларов на оружии, которое не продемонстрировало высокой эффективности на практике.

По их словам, лидеры Пентагона и их сторонники в Конгрессе «сознательно проигнорировали» заявление президента Путина в 2018 году, что пять современных оборонительных систем поступили на вооружение российской армии и они способны обойти американские аналоги. Таким же образом они не прислушались к предупреждениям президента Байдена относительно гонки вооружений и ее постоянно растущей цене, хотя это могло быть исправить прошлые ошибки.

По итогам напрашивается следующий вывод: встреча Путина и Байдена проложила путь к снижению уровня напряженности и активизации совместного сотрудничества в области контроля над вооружениями. Что касается локальных и региональных файлов, таких как Сирия и российско-китайские отношения, то их обсуждение было отложено до встречи специальных двусторонних комитетов в обозримом будущем. Их работа будет зависеть от сотрудничества двух стран по главным вопросам, лежащим в основе глобальной стабильности.