Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Dagens Næringsliv (Норвегия): эпоха США как сверхдержавы прошла. И вакцины показывают нам, почему

Эпоха США закончилась задолго до Трампа. И одна из основных причин — растущая конкуренция в области общественных благ

© Sputnik / Перейти в фотобанкПартия российской вакцины Спутник V от коронавирусной инфекции covid-19 доставлена в Баку
Партия российской вакцины Спутник V от коронавирусной инфекции covid-19 доставлена в Баку
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В мире возникла конкуренция в области общественных благ. Общественные блага — это товары или идеи, которые всем идут на пользу и применяются повсеместно. Раньше распределением таких благ в мире заведовали США и дружественные им организации. В эпоху пандемии США отошли на второй план — их опередили Россия и Китай.

Если вы в Бразилии, на Филиппинах, в Венгрии или Боснии, вы можете привиться китайской вакциной Sinovac или российской «Спутник V».

Вакцину «Спутник V» назвали в честь первого искусственного спутника Земли, который Советский Союз запустил в 1957 году. Название не случайное: «Спутник» должен был положить начало вакцинной гонке. Другими словами, речь идет о международной конкуренции. Но в какой области?

То, как во время пандемии финансируют, разрабатывают, массово производят и распределяют по всему миру вакцины, приближает их к статусу международного общественного блага. Общественными благами могут быть товары, идеи или политические курсы, которые всем и везде идут на пользу и применяются повсеместно.

Практически невозможно помешать кому-то использовать такое благо, а его потребление одним человеком не снижает возможностей других людей. Примеры: чистый воздух, вооруженные силы и полиция, уличное освещение.

Некоторые из таких коллективных благ носят международный характер — это могут быть схемы кредитования, гарантии безопасности или некие стандарты. И в этом случае важно, кто управляет этими благами и кто их предоставляет. До сих пор это были в основном США с союзниками, а также международные организации, в создании которых участвовали американцы.

Но во время пандемии США не стали брать на себя ведущую роль. Не американцы, а Россия и Китай начали первыми предлагать ряду стран медицинское оборудование и помощь опытных специалистов, а также содействовали международному сотрудничеству в области здравоохранения.

Теперь Китай и Россия со своей «вакцинной дипломатией» пытаются посеять раскол и тревогу в ЕС, дискредитируя западные вакцины. И это прекрасно сработало в странах Центральной и Восточной Европы. Сербский президент раскритиковал ЕС, а Китай за помощь во время пандемии очень хвалил.

Это ясно показывает, что США утратили монополию на снабжение мира общественными благами. И это всерьез повлияет на развитие международной политики.

Представьте, что существует лишь один банк, и у него монополия на выдачу ипотечных кредитов. Но вы можете получить кредит, только если регулярно будете давать детям карманные деньги, ни за что не забудете про день рождения партнера и никогда не станете тратить деньги на нездоровую пищу. Но потом вдруг появляются несколько банков, которые выдают займы и без всех этих условий. В таком случае вы выберете один из новых банков — либо используете изменившуюся рыночную ситуацию, чтобы вынудить старый банк убрать необоснованные условия выдачи кредитов. Особенно если вы относитесь к диктаторскому типу и любите держать всю семью под контролем!

В международной политике очень долго существовал лишь один «банк» — США с их союзниками и международными организациями. Всемирный банк предоставляет ссуды, но для этого вы должны хорошо обращаться со своими гражданами, уважать права человека, упорядочивать бюрократию согласно определенным стандартам, бороться с коррупцией и так далее.

Теперь на сцену вышли и другие поставщики некоторых коллективных благ. Когда предлагаются несколько конкурирующих коллективных благ, это становится политикой борьбы за власть. Теряя монополию на них, США утрачивают власть и влияние в мире, в то время как новые поставщики их приобретают. Потребители же могут надавить на США, чтобы те изменили условия.

Предлагать альтернативные блага государствам, которые в них нуждаются, — значит противостоять США не напрямую, но косвенно, подрывая международный порядок, на который опирается американская власть.

Гонка вакцин — лишь один из примеров. А вот еще три.

Россия конкурировала с ЕС за право оказать помощь Украине, и это стало причиной восстания на Майдане, из-за которого в 2014 году президент Янукович бежал из страны, а Россия аннексировала Крым. Конкуренция стран за право предложить блага привела к военному конфликту и резко ухудшила отношения между Россией и Западом.

В результате торговой сделки в 2016 году китайская фирма Cosco взяла под свой контроль важный греческий порт Пирей. В 2017 году Греция заблокировала заявление ЕС в ООН, в котором звучала критика в адрес Китая в связи с соблюдением прав человека. Это было напрямую связано с продажей Пирея, которая пополнила бюджет Греции. Таким образом экономические блага Китая сказываются на политике ЕС и противоречат либеральным нормам ООН.

С 2005 года китайские банки дали Латинской Америке в долг больше, чем Всемирный банк и все латиноамериканские банки развития вместе взятые. Эквадор благодаря китайским займам избежал банкротства. Критически относящийся к США венесуэльский режим долгое время существовал на деньги, занятые у Китая. Пока что займы выплачиваются сырьем. Даже близкий союзник США Колумбия заигрывает с китайскими инвестициями, пытаясь заставить США пойти на уступки, а себе обеспечить новые преимущества.

Возникла новая модель спроса и предложения благ. Новые спонсоры, такие как Китай и Россия, теперь поставляют международные общественные блага, которые ранее предлагались исключительно США или международными организациями, в которых доминировали западные страны.

Такое развитие событий коснулось и Норвегии.

С одной стороны, Китай работает через международные организации и продвигает экономическую интеграцию и свободную торговлю в том вакууме, который остался после США. Растет значение политической борьбы за власть, ведущейся в международных организациях. И потому очень хорошо, что Норвегия сейчас входит в Совет безопасности.

Но, с другой стороны, Китай работает и над продвижением альтернативного набора норм и ценностей, чтобы защитить авторитарные политические методы, в особенности свои собственные.

Хотя экономическое мироустройство, вероятно, сохранится, в конфликты все чаще будут вовлекаться международные общественные блага, о которых мы совершенно не хотим вести переговоры: нормы и ценности. А ведь это рейс в один конец — ценности и нормы обратно выкупить уже нельзя.