Цены на газ в Европе достигли 13-летнего максимума из-за сокращения поставок из России.
Газовые контракты в Великобритании и континентальной Европе впервые с 2008 года превысили 30 евро за мегаватт-час, что привело к росту цен для предприятий и потребителей.
По данным газеты «Файненшл таймс», экспорт российского «Газпрома» в Европу упал примерно на пятую часть по сравнению с допандемическим уровнем, хотя спрос при этом восстановился. Порядка 40% европейского газа поступает из России.
Повышение цен также продиктовано холодной погодой, низким уровнем доступных запасов и переходом с угля на природный газ для выработки электроэнергии.
Эксперты по энергетике сообщили «Файненшл таймс», что «Газпром» полностью выполняет свои контрактные обязательства, но не желает наращивать поставки с помощью краткосрочных мер, таких как продажи на спотовом рынке с немедленной отгрузкой.
Одновременно Москва пытается завершить строительство спорного газопровода «Северный поток — 2» по дну Балтийского моря между Россией и Германией при финансовой поддержке европейских компаний, включая Shell и Wintershall Dea.
Многие политики в Европе и США выступают против этого проекта из-за опасений, что он обойдет стороной Украину и сделает Европу более зависимой от России в плане энергоресурсов.
Российское информационное агентство ТАСС сообщило в этом месяце, что осталось уложить менее 100 километров труб. Администрация Байдена сняла с проекта санкции, чтобы наладить отношения с Германией.
У Великобритании нет прямого газопровода в Россию, но она импортирует газ из Европы, куда он, в свою очередь, поступает из России.
Основная часть британского газа поступает из Северного моря и Норвегии. Тем не менее Великобритания и из России импортирует недостающие ей объемы сжиженного природного газа.
«Газпром» заявил, что поставляет газ «строго в соответствии с запросами потребителей», добавив: «Основа нашего бизнеса в Европе — это долгосрочные контракты. Мы всегда следовали и продолжаем придерживаться этого подхода. Мы строго выполняем запросы наших клиентов».
Между тем, фьючерсы на природный газ в США в четверг достигли своего самого высокого уровня за два года.