Через СССР на британском самолете!
В 1980 году мой университет организовал стажировку, связанную с самолетостроением, для ознакомления с авиационной ситуацией в Европе.
Трехнедельная программа пребывания была крайне насыщенной: я должен был полететь в Великобританию через Анкоридж, расположенный на Аляске, посетить европейские страны, после чего вернуться в Великобританию и отправиться в Японию через Москву.
В то время пассажирские самолеты не могли совершать такие долгие перелеты, как сейчас, в 2021 году. В ту эпоху не было прямых рейсов между пунктами, находящимися на большом расстоянии друг от друга. Кроме того, это был период холодной войны, в которой демократические страны противоборствовали с коммунистическими. Тогда полеты во многом отличались от текущей ситуации.
Из токийского аэропорта «Нарита» в Лондон я полетел на «Боинге-747», так называемом «Джамбо Джет» компании British Airways. Это был мой первый международный перелет.
Обычный «Боинг-747», который называли «классическим Джамбо», не мог совершать беспосадочный перелет по этому маршруту. В связи с этим авиалайнер летел в аэропорт Хитроу через Анкоридж.
Это место было промежуточным пунктом на дальних рейсах, следующих в Японию и из нее. Авиалайнеры, летящие из Японии в Европу и Северную Америку, дозаправлялись именно в Анкоридже. Это означает, что я получил очень ценный опыт.
В начале 1980-х годов Анкоридж представлял из себя захолустье на Севере, где вообще ничего не было. И все же он принимал многие рейсы из-за разницы во времени в пунктах вылета и прилета. Поэтому, когда мы приземлились в Анкоридже, там было весьма оживленно. Я хорошо помню этот сильный контраст: главный транзитный пункт на европейских, а также тихоокеанских маршрутах и безмолвные окрестности аэропорта.
В Европе я побывал на заводах авиационных производителей, различных музеях авиации, а также посетил авиасалон в Фарнборо.
В аэропорту Хитроу нам показали ангары для самолетов, в одном из которых стоял сверхзвуковой авиалайнер «Конкорд» компании British Airways. Нам даже сделали экскурсию по его пассажирскому отсеку и кабине экипажа.
Также сильное впечатление на меня произвели масштабы Французского музея авиации и космонавтики до его переноса в Ле-Бурже и богатство истории авиации.
Кстати, у «Конкорда» такие же аналоговые приборы, как и у классического «Боинга-747». Лишь ярко были подсвечены V-образные штурвалы и махметры. Размеры пассажирского отсека примерно такие же, как у японского турбовинтового авиалайнера YS-11.
Множество ценных впечатлений, а на десерт — Москва!
В Японию я возвращался на «Боинге-707» компании British Airways их Хитроу в аэропорт «Нарита». Дозаправка этого рейса происходила в советской Москве.
То есть на британском самолете из западного лагеря мы приземлялись в СССР из восточного лагеря по ту сторону «железного занавеса».
Во время дозаправки и подготовки самолета мы находились в московском аэропорту. Возможно, мне показалось, но атмосфера была очень тяжелой. Замок в кабинке туалета был сломан, а под дверью — огромная щель. Из-за этого непривычного европейского стиля, а также боязни возможного ареста и допроса справить нужду никак не получалось. Поэтому мне было совершенно не до красот аэропорта.
Затем мы вернулись на борт и полетели в Японию. Помню, когда показался город Ниигата, я почувствовал облегчение (во многих отношениях).
Кстати, у меня сложилось впечатление, что в то время в советских аэропортах делать фотографии было нельзя. И по информации японской компании JAL, фотографировать в аэропортах России запрещено до сих пор.
Помню, что после этого тура у меня, скорее, возник не энтузиазм к учебе, а состояние удивления и грусти из-за разницы в развитии авиационной промышленности за рубежом, в частности, в западных странах, и в Японии. Но благодаря этому я решил связать свою деятельность с японскими авиационными музеями, и это помогло мне сделать выбор в жизни.
Масао Танэяма — бывший куратор Музея аэронавтики, расположенного рядом с аэропортом «Нарита». Являясь первым в Японии специалистом-куратором по авиации, был одним из главных участников подготовки музея к открытию. Окончил отделение аэрокосмической техники Университета Нихон, открытое президентом учредительного фонда музея. Является членом японской Ассоциации авиационных журналистов.
Комментарии японских читателей
Утюину
Это было примерно в 1980 году. Я впервые полетел на самолете в командировку, хотя рейс и был внутренним. С тех пор много чего повидал. Например, Брокенского призрака или как на борту искали доктора среди пассажиров. Пролетал прямо над кратером Фудзи. Гробницу императора Нинтоку также впервые увидел из иллюминатора. Разговаривал со стюардессой, сидевшей в кресле напротив. Автор поделился очень ценным опытом. Особенно о кабине экипажа «Конкорда». Завидую.
Exw
Действительно, через несколько лет после поездки автора Finnair запустили беспосадочный рейс. Даже после открытия российского воздушного пространства Air France летает полярным маршрутом, как когда-то Финляндия. Когда Россия открыла небо, Finnair часто летал над Северной Кореей. Интересно, а как сейчас?
Ryo
50 лет назад в Европу через Анкоридж летали богатые. Я живу в Бельгии, поэтому пользовался дешевым маршрутом из Японии: на корабле до Находки, дальше из Хабаровска до Москвы на внутренних авиалиниях, а затем в Бельгию. Было дешево, но отнимало много времени. Также сложность была в том, что часто меняли рейсы. Тем не менее мне запомнились апельсиновый сок и черствый хлеб, которые подавали в незамысловатом салоне советского авиалайнера. Теперь такого уже не встретишь. В самолете было сложно расслабиться. Поговаривали, что это был переделанный бомбардировщик.
Jin
Когда был СССР, то на севере летали через Анкоридж, а на юге — через Дубай. Ностальгия. Лично мне больше всего запомнилось путешествие в Восточный Берлин чартером Interflug, оттуда на автобусе в Западный Берлин и там до Парижа на Air France. Из автобуса наблюдал мрачный пейзаж Восточного Берлина.
One
Через Юго-Восточную Азию и Ближний Восток путь из Японии в Европу занимал два дня. Но через Анкоридж он сократился до одного дня. После распада СССР в основном стали совершать беспосадочные перелеты над Сибирью, благодаря чему время полета уменьшилось до 12 часов. В 1990-е годы время в пути значительно снизилось. И наоборот, раньше до Анкориджа можно было добраться за шесть часов, а теперь маршрут через Сиэтл занимает целый день. В Лондон или Нью-Йорк добраться проще. Те, кто раньше летал через Анкоридж, наверное, не могут в это поверить.
М27
В 1992 году я летел «Аэрофлотом». Тогда основной маршрут проходил через Анкоридж, и, если было необходимо максимально быстро добраться до Европы, надо было пользоваться советской авиакомпанией. Аэропорт «Шереметьево» был «темным». Сервиса практически никакого. Напряжение было таким, что казалось, если тебя в чем-то заподозрят, живым домой не вернуться. Билеты были без указания мест. Спинки кресел не откидывались. На некоторых местах сверху капала вода. Мы садились в плотном тумане, и после удачной посадки все пассажиры начали аплодировать. Я пожалел, что выбрал такую ужасную авиакомпанию, и хотел поменять обратный маршрут. Сейчас отзывы о «Аэрофлоте» хорошие, но, вспоминая о том опыте, как-то не верится.
Ito
Когда я летал во Франкфурт через Анкоридж и в Рим через Бангкок и Бомбей, даже не предполагал, что настанет день, когда можно будет летать над Сибирью и посещать Китай. Сейчас это вызывает ностальгию.
Hdb
В 1976 году стал возможным прямой рейс из Токио в Нью-Йорк благодаря появлению «Боинга 747 SP» с увеличенной дальностью полета. Если бы можно было летать через СССР, то был прямой рейс и в Европу.
Jk
В советское время я летел из Иркутска в Москву. В хвосте стояла бабушка с поросенком на руках. Как и ожидалось, ее вывел солдат с автоматом. Я до сих пор не понимаю, как ей удалось подняться на борт.
5555
В Анкоридже был большой магазин дьюти-фри. Там работала продавщица, которая хорошо говорила на японском языке. Я обычно покупал шариковую ручку Montblanc. Если проголодался, можно было подкрепиться лапшой удон или соба. Да, были времена.
Yng
Говоря об Анкоридже, вспоминается инцидент в 1983 году, когда сбили южнокорейский «Боинг». Я тогда был школьником и осознал, что маршрут, связывающий Европу и США с Юго-Восточной Азией проходит по передовой холодной войны.
Сэйкацуся
В начале 1980-х годов я часто летал в Нью-Йорк по работе, поэтому много раз был в аэропорту Анкориджа. Там было полно японцев. Пока проходила дозаправка многие покупали сувениры или ели удон. Витрину украшало чучело огромного белого медведя. Анкоридж потерял актуальность, когда «Боинги-747SP» компании Pan Am стали совершать прямые перелеты из Нью-Йорка в Токио и увеличили дальность полета обычных 747 за счет модернизации двигателей.