Пандемия, дорожные происшествия, пожары, изнасилования. Большинство новостей, в особенности на интернет-порталах, имеет негативное содержание. Это плохо отражается на нашей психике и даже на физическом состоянии. Превысить безопасную дозу стресса очень легко.
В конце XIX века Уильяму Рэндольфу Херсту (William Randolph Hearst) пришла в голову гениальная идея. Стремясь продать больше экземпляров своей газеты «Сан-Франциско экзаминер», он начал публиковать крупным шрифтом на первой полосе сенсационные заголовки. Тактика оказалась успешной, продажи выросли, а Херст (его фамилию носит сейчас корпорация, издающая, например, журналы «Космополитен» и «Эль»), вошел в историю как создатель стиля журналистики, который строится на привлечении читателей катастрофами и искажением правды.
В XXI веке тактика «кровавое — на первую полосу» («if it bleeds, it leads»), заключающаяся в том, что самые шокирующие материалы печатают на первых страницах газет или ставят в начало выпусков телевизионных новостей, остается популярной. Более того, согласно исследованиям, в последние годы содержание СМИ становилось все более негативным. Анализ ведущей еженедельной газеты Новой Зеландии «Нью Зиланд Геральд» показал, что в 2013 году она стала помещать на первую полосу в пять раз больше текстов о трагических смертях (причины — от ДТП до нападения акулы), чем в 1973 году.
Новости, которые мы читаем в своих телефонах, пронизаны фатализмом в еще большей степени, чем публикации в традиционных источниках, даже если их выпустило одно и то же СМИ. Ученые из Государственного университета Сан-Диего в течение полугода сравнивали бумажные и электронные, в том числе мобильные, версии 50 американских газет. Оказалось, что в последних появлялось в четыре раза больше статей о преступлениях и в три раза больше материалов о катастрофах или несчастных случаях, чем в традиционных выпусках тех же изданий.
Это провоцирует стресс
Такой негативизм СМИ, к сожалению, не обходится без последствий. Прежде всего он провоцирует стресс, снижение настроения и повышенную тревожность. Исследователи из Сассекского университета в Великобритании провели эксперимент, разделив участников на три группы. Каждой демонстрировали 14-минутные ролики, оформленные, как выпуск новостей: одной — негативные, второй — положительные, третьей — нейтральные. После просмотра участники прошли психологический тест, результат которого показал, что зрители первых не только имели сниженное настроение, но и были склонны видеть собственные проблемы в катастрофическом свете.
Другая серия экспериментов, результат которых опубликовал в 2019 году журнал «ПЛОС Уан», продемонстрировала, что содержащие шокирующие подробности репортажи о теракте на Бостонском марафоне провоцировали более сильные физиологические проявления стресса, чем материалы на ту же тему, выдержанные в спокойном тоне. Люди, которым прочли тексты первой группы, например, более нервно реагировали на громкие звуки, а это типичный признак стресса.
Сообщения из Калифорнийского университета в Ирвайне гласят, что новости с негативным содержанием оказывают отрицательное воздействие на самочувствие. Люди, которые в 2014 году читали или смотрели особенно много репортажей о геморрагической лихорадке Эбола, испытывали больший стресс и хуже справились со своими ежедневными обязанностями, чем те, кто просвещал этому занятию меньше времени. То же самое наблюдается сейчас. Немецкие ученые доказали (результат их исследования опубликовал журнал «Сайколоджи&Хелс»), что поглотив много информации о пандемии, человек чувствует напряжение и тревогу. Иными словами: с глаз долой, из сердца (и нервной системы) вон.
Как пишет Элисон Холман (Alison Holman), профессор психологии из Калифорнийского университета в Ирвайне, воздействие новостей катастрофического содержания на психику может оказаться очень серьезным. Если в день, когда произошла какая-нибудь трагедия, уделять СМИ слишком много времени, могут появиться даже симптомы посттравматического стресса. Холман показывает, что чем больше часов человек проводил, следя за репортажами о массовом убийстве в гей-клубе в Орландо, где в 2016 году погибли 49 человек, или о теракте на Бостонском марафоне (некоторые участники исследования посвящали этому занятию по 11 часов в день), тем сильнее возрастал риск возникновения у них симптомов ПТСР спустя полгода. И дело было не в том, что за негативными новостями следят особенно нервные или склонные к депрессии люди (ученые учитывали этот аспект в своей работе). «Людей мучили навязчивые мысли и раздражительность, они чувствовали, будто стоят на грани», — рассказывает Холман. Ее исследовательская группа даже получала звонки от тех, кто «передозировав» СМИ, испытывал такой стресс, что не мог нормально функционировать.
Это нам вредит
Стресс и тревожность, спровоцированные плохими новостями, могут отразиться не только на психическом, но и на физическом состоянии. Другое исследование, соавтором которого выступала Холман, показало, что у людей, в течение четырех и более часов в день смотревших телевизионные материалы о событиях 11 сентября 2001 года, спустя два года на 33% чаще возникали проблемы со здоровьем, чем у тех, кто этого не делал.
С точки зрения физиологии все логично. Многие системы соединяют наши эмоции с физическим состоянием, как, например, «ось стресса» гипоталамус — гипофиз — надпочечники, выступающая частью системы «бей или беги». Активизация этой оси посредством, например, просмотра новостей негативного содержания, ведет к выработке разнообразных гормонов, в том числе печально известного кортизола — гормона стресса. Другим связующим звеном между настроением и физическим состоянием выступает иммунная система, которая, если человек испытывает страх, переключается на запуск противовоспалительных процессов. В долгосрочной перспективе это может вести к появлению так называемых болезней цивилизации от сахарного диабета до сердечно-сосудистых заболеваний.
В последние десятилетия появилось много исследований, которые показывают, как сильно взаимосвязаны здоровье и долголетие с состоянием психики. Оптимисты, например, живут в среднем на 10 лет дольше пессимистов, а из-за повышенной тревожности в крови снижается количество «естественных киллеров» (NK-клеток), отвечающих за уничтожение раковых и инфицированных вирусами клеток.
Невротизм, то есть склонность к тревожности, страхам, колебаниям настроения, повышает риск смерти на 22%. Примерно в половине случаев за невротизм отвечают гены, однако, остальное — это наш жизненный выбор и следование одним и тем же мыслительным схемам (именно поэтому состояние помогает облегчить психотерапия). Более того, от настроения и общего отношения к жизни может зависеть даже реакция организма на прививки, о чем мы писали в прошлом номере.
Переизбыток негативных новостей воздействует на наше здоровье также потому, что ведет к снижению готовности нести помощь другим людям. В рамках эксперимента 60 студентам дали ознакомиться с текстами негативного и положительного содержания, а в качестве награды (это тоже было частью исследования) предложили взять столько подарков, сколько хочется, но предупредили, что если их будет больше двух, некоторым подарков может не хватить. Участники из первой группы продемонстрировали более эгоистичный подход: они выходили с гораздо большим количеством подарков чем те, кто читал жизнеутверждающие тексты.
Другие эксперименты показали, что чтение или просмотр новостей негативного содержания ведет к снижению готовности помогать другим участникам в рамках общего проекта или предпринимать шаги, направленные на борьбу с изменениями климата. С точки зрения здоровья такая пассивность — это проблема, поскольку желание нести помощь и социальная активность взаимосвязаны с долголетием.
Участники волонтерского движения имеют более низкий уровень глюкозы и C-реактивного белка (маркера воспалительных процессов) в крови, они проводят в больницах на 38% меньше времени, чем люди, не участвующие в благотворительной деятельности. Даже простая бытовая вежливость полезна для здоровья. Проведенные в Калифорнии исследования (их результат четыре года назад опубликовал журнал «Сайконеуроэндокринолоджи») показали, что у людей, которые начали открывать перед другими двери или, например, предлагать близким чай, уже спустя четыре недели наблюдалось снижение экспрессии генов, отвечающих за хронические воспалительные процессы, которые могут вести к возникновению сердечных заболеваний или диабета.
Это нас влечет
Проблема в том, что плохие новости действуют на нас, как свет на насекомых: они привлекают наше внимание гораздо сильнее, чем хорошие новости о посадке деревьев или успехах в борьбе с малярией. Как объясняет профессор Мичиганского университета Стюарт Сорока (Stuart Soroka), существуют эволюционные причины того, что информация негативного плана больше нас интересует. Для выживания наших предков было гораздо важнее знать о присутствии поблизости опасного льва (плохая новость), чем о том, что где-то неподалеку выросло много съедобных орехов (хорошая новость).
Исследования Сороки, которые он проводил в 17 странах, показали, что люди склонны отдавать предпочтение сообщениям негативного толка вне зависимости от места проживания. «Типичное воздействие негативного послания СМИ — это чрезмерная психофизиологическая активация», — пишет профессор. У человека, прочитавшего плохие новости, повышается, например, электропроводность кожи, а это характерный признак повышенной сосредоточенности.
Мы, однако, отнюдь не обречены безвольно следить за плохими новостями, страдая от их воздействия на психику и тело. Холман говорит, что нужно «взять на себя ответственность» за «новостной рацион». Во-первых, следует выбирать достойные доверия качественные журналы, радиостанции и телеканалы, и не изменять им. Во-вторых, ограничить время, которое мы отводим на знакомство с новостной повесткой. «Полчаса утром или полчаса вечером и больше к ним не возвращайтесь, не читайте и не слушайте по кругу одно и то же, ведь именно это может обернуться проблемами», — говорит исследовательница.
Хорошая новость состоит в том, что когда человек пресыщается негативной информацией, он начинает страстно желать хорошей. Исследование Сороки показывает, что так произошло в США во время нынешней пандемии. «Когда контекст становится в достаточной степени негативным, просыпается повышенный интерес к сообщениям положительной тональности», — говорит он. Так что, например, для снижения уровня глюкозы в крови, побалуйте себя какой-нибудь хорошей новостью. На здоровье!