Лондон (CNN) — За последствиями стычки в среду между военным кораблем Королевского флота и российскими войсками близ Крыма будут наблюдать далеко за пределами Черного моря — ведь она чревата последствиями для многих союзников и противников Великобритании.
Инцидент, вызвавший напряженную ссору между Лондоном и Кремлем, широко обсуждают эксперты.
«Дело вовсе не в том, что происходит в неком конкретном месте. Главное — реакция остальных, что наблюдают, и какие выводы они при этом делают», — сказал старший научный сотрудник Международного института стратегических исследований по России и Евразии Найджел Гулд-Дэвис (Nigel Gould-Davies). «Я думаю, что сейчас самое время сосредоточиться на более широком контексте и на том, какие из этого можно извлечь долгосрочные уроки».
Великобритания наверняка ожидала какой-то реакции, когда решила командировать эсминец «Дефендер» в воды близ Крыма — этот регион международно признан территорией Украины, несмотря на российскую аннексию в 2014 году.
И пока причины этого шага еще обсуждаются, Гулд-Дэвис считает, что он лишь осложнил «и без того трудные англо-российские отношения».
«Это принципиально не отличается от того, чем Великобритания и ее партнеры занимаются в других отношениях — например, пакеты санкций США и Великобритании против Крыма, — добавил он. — Только на сей раз она утверждается при помощи флота».
Присутствие на борту репортера «Би-би-си», который рассказал, что видел российские корабли и как рядом пролетали военные самолеты, лишь усилило последовавшую вспышку.
В четверг британские министры подчеркнули, что эсминец Королевского флота совершал законный переход из Украины в Грузию в соответствии с международным правом. На вопрос, будет ли Великобритания снова пресекать спорные украинские воды, министр окружающей среды Джордж Юстис (George Eustice) заявил «Скай ньюз» (Sky News): «Да, ведь аннексию Крыма мы не признаем».
Однако кремлевские чиновники обвинили Великобританию в «преднамеренной и заранее спланированной провокации» и заявили, что Россия имеет право «бомбить цель», если иностранные корабли нарушают ее морские границы.
Официальный представитель Кремля Дмитрий Песков в ходе телефонной конференции с журналистами заявил, что Россия «явно обеспокоена такими действиями британского корабля».
В ближайшие несколько дней внимание России будет приковано еще к 32 кораблям: США и их партнеры, включая Великобританию, начинают ежегодные учения «Морской бриз» в Черноморском регионе.
В пресс-релизе Шестого флота ВМС США на этой неделе было объявлено, что украинские учения с участием 5 000 военнослужащих и 40 самолетов 32 американских партнеров станут в этом году крупнейшими за их 25-летнюю историю.
В заявлении также говорится, что учения «сосредоточатся на нескольких областях боевых действий, включая высадку десанта, маневры на суше, водолазные операции, операции по перехвату на море, противовоздушную оборону, интеграцию специальных операций, противолодочную войну и поисково-спасательные операции».
В заявлении ТАСС от 2 июня говорится, что Москва будет внимательно следить за учениями под руководством США.
«В случае необходимости Россия отреагирует на складывающуюся ситуацию соответствующим образом в интересах обеспечения своей военной безопасности», — заявил официальный представитель Минобороны России генерал-майор Игорь Конашенков.
Военно-морское противостояние Великобритании и России произошло на той же неделе, когда Европейский союз, чьи десять членов примут участие в предстоящих учениях «Морской бриз», предложил России начать новую фазу диалога и сотрудничества.
Канцлер Германии Ангела Меркель призвала ЕС вместе противостоять «провокациям» со стороны России, но при этом добиваться прямых переговоров с президентом России Владимиром Путиным, заявив, что блок должен «создавать форумы для диалога». Ее комментарии в четверг перекликались с аналогичными высказываниями президента Франции Эммануэля Макрона в среду и прозвучали в кильватере недавней встречи на высшем уровне между президентом США Джо Байденом и российским лидером Путиным.
«В этот самый момент Франция и Германия, к удивлению и замешательству ряда небольших стран ЕС, пытаются установить некие новые отношения с Россией, — сказал Гулд-Дэвис. — Если бы Великобритания до сих пор была в ЕС, она бы от этого предостерегла».
Напротив, агрессивный ответ России на якобы британское военно-морское вторжение может быть призван выставить Великобританию изгоем в своем подходе к Москве. Попыткам создать такую легенду поможет недавний саммит Байдена и Путина.
«В обсуждениях между Меркель и Макроном Великобритания выделяется своим заметным отсутствием, — сказал директор программы «Россия и Евразия» Королевского института международных отношений (Четем-хаус) Джеймс Никси (James Nixey). — С этим же ловким — не провокационным, но ловким — ходом все пошло вспять».
При этом Никси предположил, что «театральный» отклик России Лондон может даже приветствовать. Он предположил, что цель Великобритании — «показать России свои красные линии и не уступать ее требованиям» — была достигнута. «Как по мне, это довольно ловкий способ отстоять свою позицию в более широком политическом разрезе», — заявил он.
Некоторые эксперты считают, что Кремль наверняка работал и на внутреннюю публику. «Предпринимать действия, о которых заявляет Россия, в том числе сбрасывать бомбы перед иностранным судном, необычно рискованно», — считает научный сотрудник Королевского объединенного института оборонных исследований и специалист по морской мощи Сидхарт Каушал (Sidharth Kaushal).
«Русские активно насаждают легенду, что Королевский флот действовал провокационно и был изгнан — это рассчитано как для внутреннего потребления, так и чтобы подчеркнуть красные линии России в мировом сознании», — сказал он.
Эсминец «Дефендер» входит в 21-ю авианосную ударную группу Королевского флота. Вскоре она выдвинется в Южно-Китайское море, где Китай возвел на рифах и отмелях насыпные острова, укрепив их ракетами, взлетно-посадочными полосами и системами вооружения.
Гулд-Дэвис подчеркнул, что Великобритания отстаивала «принцип свободы судоходства». «Китай к этому тоже чувствителен в отношении Южно-Китайского моря».
Китай почти все Южно-Китайское море в 1,3 миллиона квадратных миль считает своей суверенной территорией, что противоречит притязаниям Филиппин и ряда других стран.
Пекин уже обвинил Вашингтон и другие иностранные военно-морские силы в разжигании напряженности в регионе своим военным присутствием.
«Китай захочет проверить, будут ли британцы столь же смелы в Южно-Китайском море, как и в Черном, — заключил Никси. — Но это ящик Пандоры, и раскрывать его Великобритания не факт, что захочет».
Статья написана при участии Брэда Лендона