«Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость». Книга Левит (18:22) Ветхого Завета осуждает гомосексуализм с VI века до нашей эры. Подобная практика рассматривалась как отрицание союза Бога и людей, ставилась на один уровень с кровосмешением и супружеской неверностью, считалась серьезным извращением.
В Евангелии вопрос гомосексуализма не поднимался ни разу, и отношение христианства к нему было определено лишь в Посланиях Павла (I век).
В них однополые связи считаются языческим извращением и категорически осуждаются: «Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение» (к Римлянам, 1, 26-27).
«Противоестественный грех»
Впоследствии такой же позиции придерживались и отцы церкви. Святой Августин (354-430) писал следующее в «Исповеди»: «И противоестественные грехи, например, содомский, всегда и везде вызывали отвращение и считались заслуживающими наказания. Если бы все народы предавались ему, то подпали бы осуждению по божественному закону за это преступление, потому что Бог создал людей не для такого общения друг с другом. Тут нарушается общение, которое должно быть у нас с Богом, потому что природа, которой Он создатель, оскверняется извращенной похотью».
Гомосексуалистов в тот период подозревали в сделке с дьяволом и считали еретиками (как людей отрицающих брак и продолжение рода). Подобное поведение рассматривалось как нечто противоестественное, посягательство на самого Бога.
В исламе гомосексуализм тоже считается страшной мерзостью, особенно когда речь идет о связи двух мужчин. Мужеложество упоминается примерно в 30 аятах из 7 сур Корана и осуждается в той же мере, что и супружеская неверность. Но в исламе речь идет в большей степени не о грехе и пороке (как это происходит в христианском понимании этого явления), а о потере чистоты, хранить которую завещал Пророк.
«Мы отправили Лута (Лота), и он сказал своему народу: «Неужели вы станете совершать мерзость, которую до вас не совершал никто ни в каком из миров? В похотливом вожделении вы приходите к мужчинам вместо женщин. Воистину, вы — народ излишествующий» (сура 7, 80-81). В данном случае осуждение гомосексуализма вновь рассматривается как указание со стороны Бога.
«Единство мира зиждется на гармонии полов. Лучший способ осуществить желанное Богом соглашение для мужчины — признать свою мужественность, а для женщины — реализовать свою женственность, — отмечает Абдельвахаб Бухдиба, автор книги „Сексуальная жизнь в исламе". — По арабской традиции, существует четыре категории людей, которые вызывают гнев Всевышнего: мужчины, которые одеваются женщинами, женщины, которые одеваются мужчинами, те, кто спят с животными, и мужчины, которые спят с мужчинами».
Содом и Гоморра
Предлогом для преследования гомосексуализма в иудаизме, христианстве и исламе стал эпизод с разрушением городов Содом и Гоморра, которые были символом сексуального разврата и грехопадения.
Как следует из Книги бытия, когда два ангела прибыли в расположенный на берегу Мертвого моря Содом, их пригласил к себе племянник Авраама Лот. «Еще не легли они спать, как городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом 5 и вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их» (Книга Бытия 19, 4-5).
Стоит отметить, что в Ветхом Завете глагол «познать» имеет открыто сексуальное значение. То есть жители Содома хотели изнасиловать гостей. Лот предложил им вместо этого своих дочерей, но ему отказали. В итоге Бог решил уничтожить Содом, как и расположенную поблизости Гоморру.
Виновные и преступники
В религиях быстро возникли инструменты для наказания «извращенцев». В Мишне, первом древнееврейском религиозно-юридическом сборнике, гомосексуализм приравнивался к идолопоклонничеству и убийству: за такой проступок человека ждало избиение плетью или забрасывание камнями. Об этом открыто говорится в Книге Левит: «Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них» (Левит, 20, 13).
Коран в свою очередь не прописывает кару, но наказания в исламе обычно основываются на библейских текстах, а также записях ряда мусульманских мудрецов, которые предлагают сбрасывать с высоты тех, кто виновны в гомосексуализме.
В христианстве юридические положения сформировались с IV века. На Эльвирском соборе (306 год) гомосексуалистам закрыли доступ к причастию, тогда как в 314 году однополая связь стала рассматриваться как преступление с соответствующим наказанием. Священника ждало выдворение из церковных рядов и пожизненное изгнание, а мирянина — отлучение от церкви, бичевание и изгнание. Другими словами, речь шла о полном исключении из религиозной общины и общества.
Кроме того, гомосексуалистов винили в природных катастрофах, землетрясениях, голоде и чуме. Такие римские императоры как Феодосий Великий (IV век) и Юстиниан (V век) устраивали казни из опасений, что на остальное общество может обрушиться божественная кара. Подозреваемые в «пассивном гомосексуализме заканчивали на костре.
Церковь в свою очередь проявляла относительную терпимость в период раннего Средневековья (с V по XI век), поскольку была занята другими вопросами вроде кровосмешения, но впоследствии ужесточила позицию на Латранских соборах в 1179 и 1215 годах, на которых осуждения гомосексуализма зазвучали с новой силой.
К женским связям относились терпимее?
Женские любовные связи было сложно вообразить в условиях традиционного патриархального общества, и они куда меньше беспокоили религии. Потому что их считали временными или потому что они не влекли за собой потерю семени и, следовательно, не ставили под угрозу продолжение рода?
Лесбийские связи не упоминаются в Библии и Коране, и в тех случаях, когда такой вопрос рассматривался в суде, к обвиняемым не относились строго, а наказание долгое время оставалось на усмотрении судьи. В исламе связь двух женщин рассматривается как преступление лишь в немногих странах.
Как бы то ни было, отметим, что женский гомосексуализм не полностью отсутствует в иудейской традиции. Моисей Маймонид (XII век) поднимает в «Мишне Тора» вопрос таких связей и их наказания, рекомендуя отхлестать провинившихся плетью.
И хотя католическая церковь игнорировала женские связи, это не означает, что она их не порицала. Вспомним о сестре Жанин Деккерс и ее знаменитой песне «Доминик» в 1960-х годах. Это был первый известный случай того, как монахиня открыто признала свой гомосексуализм и ушла из прихода, чтобы жить с другой женщиной к большому недовольству сестер. В итоге она покончила с собой вместе с сожительницей в 1985 году.