Министр иностранных дел России Сергей Лавров в воскресенье осудил ЕС и США за то, что те пытаются диктовать мировой порядок по своим правилам и заставить Россию и Китай подчиниться воле Запада.
Заявления Лаврова — сделанные в пространном манифесте, опубликованном на русском языке в ежедневной газете «Коммерсант» и на английском языке в журнале «Россия в глобальной политике» — прозвучали всего через несколько дней после исключительно важного саммита в Женеве между президентами Джо Байденом и Владимиром Путиным, который вселил надежду на новое сотрудничество и, возможно, завершение длившегося не один год периода серьезного ухудшения отношений между Москвой и Западом.
«Вашингтон и Брюссель без ложной скромности назвали себя „якорем демократии, мира и безопасности" в противовес „авторитаризму в любых его формах", — написал он, — заявив, в частности, о намерении усилить использование санкций в интересах „поддержки демократии по всему миру"».
Статья Лаврова, к тому же, была опубликована всего через несколько дней после состоявшегося на прошлой неделе саммита Европейского совета, где главы 27 государств и правительств единогласно приняли необычно жесткие выводы, устанавливающие предварительные условия для правительства Путина, прежде чем оно сможет добиваться потепления дипломатических отношений. Лидеры договорились о выпуске своего совместного заявления после напряженных дебатов, в ходе которых Польша и страны Балтии предприняли успешные попытки отклонить предложение канцлера Германии Ангелы Меркель и президента Франции Эммануэля Макрона о новом вовлечении Москвы в диалог, включая возможность проведения саммита.
В своей статье Лавров назвал лидеров ЕС не более чем подпевалами Байдена, которых готовили заранее во время встреч «Группы семи», в штаб-квартире НАТО и в Брюсселе перед саммитом Байдена и Путина в Женеве. И он посетовал, что практически сразу после женевской встречи «официальные американские лица стали утверждать, что выдвинули Москве новые требования, и что если она не выполнит их, то будет подвержена новому давлению, включая дальнейшие санкции.
Обвиняя Запад в лицемерии в попытке диктовать свое мировоззрение Москве и Пекину, Лавров повторил ложные обвинения, такие как то, что США, НАТО и ЕС поддерживали государственный переворот на Украине в 2014 году. Фактически, президент Виктор Янукович бежал из страны после нескольких месяцев продолжительных протестов в Киеве, вызванных тем, что он нарушил обещание подписать соглашение об экономической и политической ассоциации с ЕС.
Разумеется, Лавров ничего не сказал о враждебной деятельности России за рубежом, включая политические убийства, кибератаки и вмешательство в выборы. И он лишь косвенно упомянул вторжение в Крым и его аннексию в 2014 году, а также длительную финансовую и военную поддержку Россией сепаратистов на востоке Украины как «попытки защитить права русских».
Лавров также прямо не упомянул оппозиционера Алексея Навального, на которого было совершено покушение и которого затем — после выздоровления в Германии и возвращения в Россию — арестовали и посадили в тюрьму.
Зато Лавров отметил то, о чем неоднократно говорил Путин: Россия никогда не поддастся давлению западных санкций. И он предупредил западные столицы, что это мнение широко разделяет российский электорат.
«…Односторонних уступок конца 1990-х с тех пор не было и никогда не будет. Хотите сотрудничать, вернуть свою упущенную выгоду и деловую репутацию — садитесь договариваться о шагах навстречу друг другу в поиске справедливых решений и компромиссов».
За годы работы в Нью-Йорке Лавров глубоко изучил процедуры Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, и он является опытным переговорщиком. Но он также может быть очень циничным и холодно саркастичным — до такой степени, что противоречит действительности, вызывая неловкость даже у граждан собственной страны, утверждая, что для того чтобы послать геополитический сигнал, они должны быть готовы отказаться от итальянского сыра пармезан.
Лавров повторил призыв Путина организовать саммит пяти постоянных членов Совета Безопасности — Китая, Франции, России, Великобритании и США — формат, который Москва давно предпочитает, хотя, по мнению некоторых аналитиков, он устарел. Он заявил, что Россия готова к переговорам, но не факт, что в западных столицах этому верят.
«[Мы] всегда будем оставаться открытыми для честного диалога со всеми, кто проявляет встречную готовность к поиску баланса интересов — на прочной, незыблемой основе международного права, — написал Лавров. — Такие у нас правила».