Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Anadolu (Турция): испытание Европейского союза Россией

Президент РФ Владимир Путин - ИноСМИ, 1920, 30.06.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Москва считает, что ЕС нуждается в ней больше, нежели она — в ЕС. У автора на этот счет нет сомнений, более того, он уверен, что от санкций в отношении России страны Евросоюза страдают не меньше. Журналист подчеркивает, что раскол среди участников недавнего саммита из-за России только на руку Кремлю. И вот почему.

С точки зрения членов ЕС есть две разные России. Это различие проявилось и на саммите лидеров ЕС, который состоялся 24-25 июня.

Россия и русские всегда воспринимались европейскими странами как «иные». Когда князь Владимир принял христианство в 988 году и вошел в политическую и культурную сферу влияния Византии, русские отделились от остальной части Европы. Находясь под властью тюрко-исламского государства «Золотая Орда» (1242-1480), Россия еще больше отдалилась от Европы. В западных источниках Московская Русь изображалась как «восточное» государство. Хотя с реформами, инициированными Петром I в начале XVIII века, Россия начала вестернизироваться, ее не перестали считать «иной». Вместе с тем Россия в период после Петра I начала играть важную роль в истории Европы. Во время правления Александра I русские войска вошли в Париж, в конце Второй мировой войны — в Берлин. Россия несколько раз играла активную роль в переделе Европы, а во время холодной войны ей удалось привлечь на свою сторону часть Европы. С распадом Восточного блока и проведением Европейским союзом (ЕС) политики быстрого расширения в 2000-е годы Европа стала единым целым, что редко встречается в ее истории, и влияние Москвы в Европе подошло к концу.

Россию обеспокоило расширение ЕС так же, как расширение НАТО. Потому что Москва хотела, чтобы «вновь присоединившиеся к ЕС республики» и после холодной войны оставались в ее зоне влияния, служили буферной зоной между Россией и Европой. Когда братья-славяне тоже стали членами ЕС, Москва окончательно утратила свое влияние в Восточной Европе, где раньше была сильна. Более того, эта потеря имела не только аспекты, связанные с политикой и безопасностью, но и экономические аспекты. Расширение ЕС имело еще одну отрицательную сторону, которую Россия изначально даже не могла предвидеть. Новые члены ЕС, которые всего несколько лет назад отмечали 1 мая как «День труда», а теперь — как «День присоединения к ЕС», будучи в то же время членами НАТО и близкими союзниками США в регионе, стали апологетами более жесткой политики в отношении России в ЕС.

Первые годы членства стран Восточной Европы в Евросоюзе пришлись на период «романтических» отношений между Россией и Западом в силу борьбы с международным терроризмом. Однако особенно после попыток цветных революций на Украине отношения между Россией и ЕС снова начали ухудшаться. Бывшие союзники Москвы также были в авангарде политики Запада по демократизации постсоветского пространства. Польша взяла на себя важную роль в приведении прозападных политиков к власти на Украине и в Белоруссии, на территории которых раньше находились ее земли, а Румыния — в Молдове, с которой имеет исторические связи.

Как прибалтийские республики со значительной численностью русского населения (например, около 20% населения Эстонии и Латвии составляют русские), так и Польша и другие страны из числа исторических врагов России по-прежнему рассматривают Россию в качестве угрозы. По этой причине эти страны хотят, чтобы российское влияние в постсоветских республиках, расположенных между ними и Россией, таких как Украина, Белоруссия, Молдова, уменьшилось, чтобы эти республики поскорее интегрировались с Западом, прежде всего с ЕС, и отношения с Россией сохранялись на ограниченном уровне. В силу той же озабоченности эти антироссийски настроенные страны практически ведут гонку за размещение военных баз США и НАТО. Важную роль в этом играет тот факт, что Россия оснастила важными вооружениями Калининград, который находится посреди прибалтийских республик и не имеет сухопутной границы с Россией. Кроме того, между сторонами также существуют большие различия в интерпретации исторических событий, прежде всего Второй мировой войны.

От санкций страны ЕС страдают не меньше России

При этом отношения России со «старыми» европейскими странами находятся на другом уровне. Несмотря на дискомфорт Москвы по поводу расширения ЕС в начале 2000-х годов, между Россией, Германией и Францией было налажено тесное сотрудничество, стороны вместе пытались противостоять гегемонии США. Однако приход к власти Ангелы Меркель в Германии и Николя Саркози во Франции положил конец этому тройственному союзу. С вмешательством Москвы сначала в Грузию, а затем на Украину отношения России с ведущими странами ЕС тоже зашли в тупик. ЕС не смог оказать конкретную поддержку ни Грузии, ни Украине, однако решил вместе с США ввести многосторонние санкции против России.

Хотя ограничения, введенные ЕС против России, сохраняются и сегодня, отношения Россия — ЕС лучше, чем отношения Россия — США. Это имеет справедливые причины. Прежде всего страны ЕС — как старые, так и новые члены — являются крупными потребителями российского природного газа. Россия продает в Европу, включая Турцию, около 200 миллиардов кубометров природного газа в год. Важнейшие потребители России в Европе — Великобритания, Германия, Италия, Нидерланды, Франция, Австрия. Наряду с маршрутами через Украину и Белоруссию, которые долгое время использовались для экспорта природного газа, Россия в последние годы претворила в жизнь такие проекты, как «Северный поток» и «Турецкий поток». Несмотря на санкции, введенные в отношении России, давление США на ЕС с целью уменьшения его зависимости от России в энергетической сфере и сопротивление некоторых стран ЕС этим энергетическим проектам, Кремль реализовал желаемые проекты, в том числе «Северный поток — 2».

Торговые отношения между Россией и ведущими странами Европы также имеют большое значение для сторон. Россия для этих стран является важным рынком, а ЕС — ведущим торговым партнером России. В 2013 году, до ухудшения отношений, объем торговли между Россией и ЕС составлял 417 миллиардов долларов, а в 2020 году — 219 миллиардов долларов. Иными словами, от санкций, введенных ЕС против России, страны Евросоюза страдают не меньше России. Тремя важнейшими торговыми партнерами России в ЕС являются Германия (41,9 миллиарда долларов), Нидерланды (28,6 миллиарда долларов) и Италия (20,2 миллиарда долларов). Более того, давние члены ЕС — в отличие от новых членов — воспринимают Россию в качестве важной буферной зоны в сфере безопасности и державы, которая играет активную роль на международной арене, прежде всего на Ближнем Востоке. Более того, значение России возрастает и перед лицом все более могущественного Китая.

Раскол на саммите ЕС из-за России

Как видно, с точки зрения членов ЕС есть две разные России. Это различие проявилось и на саммите лидеров ЕС, который состоялся 24-25 июня. На саммите канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Эммануэль Макрон предложили провести встречу Россия — ЕС на уровне лидеров. В то время как Италия и Австрия поддержали эту инициативу, десять стран, прежде всего страны Восточной Европы, выступили против встречи с Россией. Предложение Меркель о проведении саммита с Россией, то, что страны Западной Европы поддержали это предложение, а страны Восточной Европы выступили против него, можно объяснить обобщенными выше динамиками.

Давние члены ЕС полагают, что санкции, введенные с 2014 года, не дали желаемого результата, Москва не намерена делать шагов назад и введенные ограничения отрицательно сказываются на экономиках самих этих стран. С другой стороны, тот факт, что после отделения Великобритании от Евросоюза бремя ЕС легло на плечи Германии и Франции, также подталкивает Берлин и Париж к поиску новых путей выхода. Однако упомянутая инициатива Меркель встретила ожесточенное сопротивление со стороны стран Восточной Европы. В итоге на саммите не удалось принять решения относительно встречи ЕС — Россия, при этом было решено не отказываться от старых санкций и даже рассмотреть варианты новых ограничений.

С другой стороны, на саммите было условлено развивать сотрудничество с Россией по вопросам здравоохранения, климата, экологии и внешней политики (таким как ядерная программа Ирана, Сирия, Ливия). Хотя на этой встрече не был дан зеленый свет встрече ЕС — Россия, ведущие страны ЕС, судя по всему, продолжат, с одной стороны, вносить российскую тему в повестку дня организации, с другой — уделять приоритетное внимание потенциалу сотрудничества с Россией. Другими словами, такие страны, как Германия, Франция, Италия, будут стараться расширять свои двусторонние отношения с Россией.

Надо сказать, что с точки зрения Москвы итоги саммита не стали неожиданностью. Возможный саммит Россия — ЕС, вне всякого сомнения, может положить начало выходу России из изоляции, внести значительный вклад в российскую экономику. Но даже в нынешней ситуации для Кремля есть некоторые положительные стороны. В первую очередь в ЕС стали все чаще говорить о необходимости диалога с Россией. Во-вторых, акцент ЕС на развитии сотрудничества с Россией Москва интерпретирует как признание ее успехов на Ближнем Востоке и Кавказе в последние годы даже Евросоюзом. С этой точки зрения ЕС действительно нуждается в России больше, чем Россия нуждается в ЕС. Евросоюз, утрачивающий свое политическое влияние на международной арене, и Москвой стал восприниматься в качестве сателлита США. Еще один плюс нынешней ситуации для России — это планы таких стран, как Германия и Франция, сосредоточиться на общении с Россией в рамках двустороннего диалога. По сути такая ситуация еще больше ослабит ЕС. Подобно тому как трещины в НАТО играют на руку России, расхождения во мнениях внутри ЕС также в интересах Москвы.

Судя по всему, в предстоящий период отношения ЕС — Россия будут зависеть от многих факторов. Прежде всего это гармония внутри союза, динамика урегулирования проблемы на востоке Украины и усилия России в этом направлении, российско-американские отношения, потребность в России на Западе для противодействия Китаю. У России, пытавшейся стать частью Европы в 1990-е годы, давно нет такой цели в повестке дня, и теперь Москва видит себя отдельной и независимой державой. Кроме того, Россия считает, что ЕС нуждается в ней больше, нежели она — в ЕС. В этой связи Москва, хотя и выступает за диалог с ЕС, едва ли сделает шаги назад в вопросах, которые создают проблемы в отношениях с ЕС, и дает понять, что нормализация отношений с ЕС также находится в руках ЕС.