«Джингоизм» — это термин, который был придуман для описания экстремальной, крайней формы британского национализма. Впервые он прозвучал в песне, которая пользовалась популярностью в пабах и варьете в период Русско-турецкой войны 1877-1878 годов.
Припев этой песни звучит так:
Мы не хотим воевать, но, черт возьми, если придется,
У нас есть корабли, у нас есть мужчины, и у нас есть деньги.
Прежде мы уже боролись с Медведем, потому что мы настоящие британцы.
Русские не получат Константинополь!
В некоторых версиях этой песни есть строка: «Мы снова сразимся с Медведем!» И именно это хвастливое обещание приходит на ум, когда мы анализируем недавнее военное противостояние Великобритании и России.
В июне ВМС Великобритании решили пощекотать русского Медведя за морду в Черном море, у берегов Крыма — то есть в том самом регионе, про который британцы и сочинили упомянутую выше песню более века назад.
Похоже, с тех пор мало что изменилось. Кроме того, что у нас больше нет империи, чьи морские маршруты нам необходимо защищать, и наш флот, следящий за порядком в международных водах, теперь не так уж и велик.
Но бывалым солдатам все еще нравится дразнить Медведя. Бывший глава генштаба лорд Даннатт, размахивающий саблей с безопасной задней скамьи, обитой красной кожей, требует, чтобы Великобритания заняла более жесткую позицию. «Запад продолжит твердо смотреть Путину прямо в глаза! — ревет он. — Мы не сморгнем!»
Приходится признать: обычно британцы не имеют ни малейшего представления, какие расчеты и соображения стоят за очередной военной операцией нашей страны далеко за ее пределами. Но на этот раз все иначе. На этот раз мы все узнали — из секретных правительственных документов, забытых на автобусной остановке в Кенте.
Эти документы свидетельствуют о том, что чиновники Министерства обороны рассматривали возможные варианты реакции России на наше решение специально, назло этой самой России провести эсминец HMS Defender в 20 километрах от берегов Крыма.
Они также свидетельствуют о том, что Министерство обороны рассматривало альтернативный маршрут, проход по которому не спровоцировал бы Россию на ответные действия. Однако чиновники сочли этот маршрут проявлением трусости. Они почему-то решили, что в этом случае кому-то может показаться, будто наше родное Соединенное Королевство «напугано или убегает».
Вот так. Все официально. Великобритания действительно пытается спровоцировать Россию. Такая вот внешняя политика. Достаточно глупая, подумаете вы.
Бывший дипломат сэр Тони Брентон (Tony Brenton), который в прошлом был послом Великобритании в Москве, утверждает, что Крым, который долгое время был неотъемлемой частью России и который в 2014 году Москва вновь аннексировала, бесповоротно утерян для западных держав.
Наша последняя Крымская война была в середине XIX века, и она была увековечена в стихотворении «Атака легкой кавалерии».
Вместе с нашими союзниками, французами и турками, мы выиграли ту войну. Но, черт возьми, я не стал бы ставить деньги на нашу победу в еще одной войне с Медведем.