Черное море во все эпохи истории было домом для бесчисленного множества цивилизаций и народов, являлось регионом, обладающим геополитическим и геостратегическим значением со многих точек зрения, прежде всего с точки зрения экономики, торговли, транспортного сообщения. Поэтому Черное море на протяжении всей истории было одной из основных зон конкуренции глобальных и региональных держав. Когда мы говорим о Черноморском регионе в период после холодной войны, под влиянием Организации черноморского экономического сотрудничества, а также новой «большой игры» на передний план выходит понятие «расширенного Черноморья». Для обеспечения безопасности Черного моря в период после холодной войны, с одной стороны, активизировались механизмы таких организаций, как Европейский союз (ЕС), НАТО, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), с другой — создавались новые структуры, такие как ОЧЭС, Целевая группа сотрудничества военно-морских сил Черного моря (BLACKSEAFOR), операция «Черноморская гармония».
США, провозгласившие «новый мировой порядок» после распада СССР и стремящиеся сохранить свою гегемонию, рассматривают Черное море — единственное море, куда они не могут проникнуть — как «зону экзистенциальных интересов». Основная идея «Великой шахматной доски» и «расширенного Черноморья», которая также перекликается с американскими стратегическими доктринами, заключается в том, чтобы препятствовать превращению потенциальных противников в реальных соперников и созданию региональных альянсов против гегемонии США. НАТО играет важную роль в построении «целой и свободной Европы» путем членства или сотрудничества, иными словами, в интеграции региона с западной системой. С точки зрения США и Великобритании, главной силой, обеспечивающей безопасность в евроатлантическом регионе, включая Черное море, является НАТО, и в этом контексте Черное море должно превратиться в озеро НАТО. Наряду с Североатлантическим альянсом США, Великобритания и другие страны — члены НАТО в том числе посредством программ помощи и «цветных революций» пытаются сдерживать российское влияние в регионе. Риторика о «прекращении региональных конфликтов» и «энергетической безопасности» главным образом направлена на ограничение влияния Российской Федерации.
Россия укрепляет свою мощь в Черном море
С другой стороны, для России Черноморский бассейн приобретает с каждым днем все большее значение как зона жизненно важных интересов. Многие вопросы, такие как маршрут трубопроводов, каналы передачи энергоресурсов, военный флот, военные базы, региональная безопасность и торговля, делают Черное море стратегическим регионом для России. Россия стремится получить, с одной стороны, «господство в Черном море», а с другой — возможность выйти в Средиземное море через Черное море и контролировать проливы. Увеличение российского присутствия и активности в Керченском проливе и Азовском море, полностью изменило военно-политический баланс сил в Черноморском бассейне. Агрессивная и экспансионистская политика России в регионе, охватывающем в том числе Черноморский бассейн, в некотором смысле препятствовала влиянию НАТО и Запада здесь. Россия в рамках своей исторической имперской стратегии, как это было во времена былого могущества, демонстрирует силу в регионе и пытается установить свой контроль над ним. В этом процессе Черноморский флот России достиг потенциала в 25 тысяч военнослужащих, 21 крупный боевой корабль, семь подводных лодок, 200 судов обеспечения. В регион было направлено более 28 тысяч человек из числа армейского персонала. Наряду с Черноморским флотом, базирующимся в Севастополе, после аннексии Крыма в 2014 году на полуострове были размещены системы противовоздушной обороны С-400, ракеты Х-35У, боевые самолеты Су-24 и Су-30СМ, вертолеты Ка-27/29. Россия пытается предотвратить влияние западных стран в своем хинтерланде, включая контроль над ее «ближним зарубежьем», как того требует ее неоевразийская политика.
Российско-грузинская война 2008 года, кризис по линии Россия — Украина — Донбасс 2014 года, а также оккупация и последующая аннексия Крыма произошли по этой причине. Россия, препятствуя членству в НАТО Грузии и Украины, находящихся в контролируемом ею регионе, противодействовала абсолютному господству НАТО в Черном море. Береговая линия нынешней территории России значительно расширилась. Благодаря модернизации и развитию военно-морского флота, а также укреплению сухопутных сил Россия достигла явного преимущества в регионе. Ожесточающаяся конкуренция в Черном море изменила восприятие безопасности в регионе и сделала балансы весьма чувствительными. Однако агрессивная и экспансионистская политика России в этом регионе, также включающем в себя Черноморский бассейн, имеет и другие причины, связанные со сферами регионального сотрудничества, построенного с такими странами, как Китай, Сирия, Иран и Турция. Турция и Россия, сильные государства региона, обновили свою политику в сфере безопасности в Черном море и стали союзниками. А западные страны, прежде всего США и Великобритания, расположились на противоположной от России стороне. Соперничество США — Великобритании с Россией во время холодной войны продолжается и в новую эпоху в Черном море.
Британский корабль «проверял реакцию России»
В результате описанной выше стратегии и жизненно важных интересов Черное море в последние дни стало ареной новой напряженности. В заявлении Министерства обороны России от 23 июня 2021 года утверждалось, что британский военный корабль «Дефендер» (HMS Defender) нарушил границу в районе мыса Фиолент на юго-западе Крыма, незаконно аннексированного Россией. По этой причине в воздух был поднят боевой самолет Су-24М. «Российский пограничный корабль выполнил предупредительную стрельбу в 12:06 и 12:08. Су-24М спустя девять минут выполнил предупредительное бомбометание по курсу движения эсминца "Дефендер"», — говорилось в заявлении. Сообщалось, что более 20 российских самолетов и два корабля береговой охраны наблюдали за британским военным кораблем, проходившим вблизи Крыма в Черном море. Сразу после того, как Россия сообщила о произведенных предупредительных выстрелах по военному кораблю британского флота «Дефендер» в Черном море на том основании, что он вторгся в ее территориальные воды, британские официальные лица опровергли заявление российской стороны. В заявлении министерства обороны Великобритании говорилось, что никаких предупредительных выстрелов не было. Корабль королевского флота якобы совершил мирный проход через украинские территориальные воды в соответствии с международным правом. Кроме того, в ведомстве заявили, что не признают утверждение о том, что на пути следования корабля были сброшены бомбы. Министр обороны Великобритании Бен Уоллес (Ben Wallace) заявил, что королевские военно-морские силы будут отстаивать международное право, поскольку инцидент произошел в водах Крыма, а Крым, в соответствии с нормами международного права, считается принадлежащим Украине, и назвал заявления России «дезинформацией». А Министерство обороны России потребовало от Лондона расследовать действия экипажа корабля. Британскому атташе сообщили, что корабль нарушил российские границы. Вместе с тем российское ведомство охарактеризовало «опасные действия» британского эсминца в Черном море как нарушение конвенций ООН. Москва заявила, что в Министерство иностранных дел РФ будет вызвана посол Великобритании.
Эти события были восприняты Россией как репетиция возможной операции НАТО в Черном море, в ее сфере влияния, и в некотором смысле как проверка реакции России.
Попытки Запада проникнуть в регион
На фоне повышенной активности, связанной с накалившейся обстановкой в Черном море и возросшей напряженностью, все взоры обратились на президента России Владимира Путина. Путин, никогда не делавший шагов назад за все время напряженности вокруг Украины, сказал, что британский военный корабль вошел в воды Крыма незаконно и сделал это для того, чтобы понаблюдать, как российские силы отреагируют, более того, корабль действовал в координации с США. По поводу действий в водах Крыма, аннексированного Россией, Путин сказал: «Даже если бы мы потопили этот корабль, все равно трудно было бы представить, что мир встал бы на грань третьей мировой войны», — и продемонстрировал мировой общественности степень напряженности.