О том, что может случиться, если Запад накладывает непродуманные санкции на важное российское предприятие, мир вынужден был узнать на собственном печальном опыте в апреле 2018 года. В тот период США запретили себе и своим союзникам покупать алюминий у российского концерна РусАл. Концерн, с его 60 000 работников, прекратил поставки на свой главный рынок — в Европу. В итоге цена на алюминий подскочила на 15 процентов. На такой эффект, по всей видимости, не рассчитывали и сами американцы.
В итоге на американский Минфин накинулись собственные концерны, и не в последнюю очередь — самолетостроитель «Боинг». В конце концов на уступки пошел в тот период приоритетный владелец компании РусАл Олег Дерипаска: поскольку его обвиняли в помощи якобы имевшему место вмешательству русских в президентские выборы в США в 2016 году, Дерипаска согласился уменьшить свою долю в компании. В итоге всего лишь из-за этой уступки Дерипаски американцы пошли на беспрецедентный шаг: они сняли санкции с концерна РусАл всего через несколько месяцев после их наложения.
Итак, при попытках выстрелить по российской экономике и нелюбимым персонажам в среде российского «истеблишмента» пуля очень часто идет не в цель, а в ногу стреляющего. Почему? Да потому что от сырьевой части российской экономики, которую на Западе чаще всего берут на мушку, именно от нее в первую очередь зависит не только Россия, но и весь мир.
Не случайно пока что западные экономические санкции, если не считать конфуз с РусАлом, сводятся к затруднениям действий России в финансовой сфере и в обмене технологиями. Это делает воздействие таких санкций предсказуемым. Тем не менее то и дело высказываются предложения попробовать более жесткий образ действий в отношении России.
Самым близким к нам по времени проявлением такого рода настроений стала резолюция Европейского Парламента от 28 апреля 2021 года. Там говорилось, что в случае, если Россия переведет сосредоточение своих сил на границе с восточной Украиной в нападение на эту страну, «нефтяной и газовый импорт России в ЕС должен быть полностью прекращен».
Последовал взрывной рост цен. Поскольку нефтяной рынок в тот момент был и так напряжен, трудно было представить себе всю глубину последствий такого действия, говорит Ойген Вайнберг, нефтяной аналитик из Коммерцбанка. Он высказал эту мысль в передаче «Пресса в воскресенье». На нефтяном рынке и так каждый день наблюдалось «выпадение» двух миллионов баррелей в день. Это уже подняло цены за короткое время на 50 процентов, на высоту более 75 долларов за баррель. В случае прекращения импорта из России, второго в мире экспортера нефти, размер «выпадения» в день увеличился бы еще на 5 миллионов баррелей в день. Вайнберг продолжает: «Цена могла бы подскочить намного выше отметки в 100 долларов. В сегодняшней ситуации Европа пострадала бы от такого запрета на вывоз российской нефти намного больше, чем Россия. Ведь Россия быстро нашла бы для своей нефти новых покупателей». Правда, в целом потери с обеих сторон были бы катастрофическими.
Почти две трети российского нефтяного экспорта идут в Европу, а заодно и две трети газового и угольного экспорта. Доходы от этих видов экспорта наполняют бюджет на 40 процентов. Но и ЕС зависим: он получает 26 процентов своего нефтяного и газового импорта из России. Да и в целом поставки российского сырья в ЕС давно перестали быть чисто российско-европейским делом.
С глобализацией рынков поставки сырья из России в ЕС тоже стали глобальными. И дело не только в проблеме энергоносителей. Взаимозависимость проявилась, например, в том, что Россия приняла решение через экспортные пошлины уменьшить вывоз из страны некоторых видов сырья начиная с августа. Это будет касаться алюминия, никеля, меди и стали.
«Российская строительная индустрия давно жаловалась на высокие сырьевые цены. Кроме того, бюджету России нужны деньги от таможни», — говорит Алексей Портанский, специалист по международной торговле в московском университете ВШЭ, в интервью «Прессе в воскресенье».
Задумка делается на минимум 15-процентное повышение доходов от таможенных платежей. А Даниэль Бризман, аналитик по сырьевой теме в Коммерцбанке, отмечает признаки того, что реальное повышение может составить 20-25 процентов.
Россия — важнее, чем Китай
Рынок уже отреагировал на эти прогнозы. В период со вторника по четверг на минувшей неделе европейская цена на алюминий подскочила на 4,5 процента, сообщает Бризман. «Надбавка» получается приблизительно по 250 долларов за тонну — это самый большой скачок за столь короткий период времени с 2016 года.
Доля России в мировой добыче алюминия может показаться маленькой — всего 5,8 процента. Но она является второй по размеру после китайской. Веса российской доле придает тот факт, что Китай, хоть он и обеспечивает три пятых производства алюминия, большую часть своей добычи потребляет в собственных границах. Значительна и доля России в добыче никеля: с 8,8 процента мировой добычи к России отходит важное третье место. С медью и сталью роль России уже не так велика. А вот с золотом Россия вновь на третьем месте среди производителей. Велик вес России и в мировом предложении на рынок пшеницы (Россия — самый крупный экспортер), а также древесины (второе место в мире по экспорту).
А вот где роль России поистине исключительна, так это в добыче палладия. В добыче этого полезного ископаемого одна только компания «Норникель» («Норильский никель») удовлетворяет 40 процентов глобального спроса. Неслучайно главный акционер «Норникеля» Владимир Потанин с его капиталом в 28 млрд. долларов был объявлен журналом Forbes в 2019 году самым богатым россиянином. Лишь в этом году, после снижения его состояния на миллиард до 27 млрд., Потанин «сполз» на второе место среди самых богатых людей в России.
Все это зависело и зависит от динамики цен на благородные металлы. Это очень тонкая материя. Некоторые из этих металлов используются в качестве катализаторов в работающих на бензине двигателях. Из-за скандалов с дизельным топливом спрос на эти катализаторы высок как никогда. И вот при таком спросе Западу и в голову не приходит грозить санкциями России в этой сфере.
Не чаще возникает у Запада и искушение обложить санкциями титан — очень легкий материал, используемый крупнейшим в мире производителем WSMPO-AWISMA для производства самолетов. В том числе и концерном «Боинг». В 2018 году из соображений мести за какой-то антироссийский шаг российское правительство обдумывало решение запретить экспорт титана в США. Почему это так и не произошло, объяснил глава российского концерна Сергей Степанов этой весной. В одном из интервью он выразился прагматично: «В мире сейчас есть всего три страны, добывающих титан. Поэтому я думаю, что в этом вопросе почти нет места конкуренции, но зато полно возможностей для сотрудничества».