Международный контейнерный терминал Яньтянь — четвертый крупнейший порт мира. В конце мая местная администрация объявила карантин из-за высокого числа заражений работников порта коронавирусом. Им заболела подавляющая часть штата логистического центра. Немецкие СМИ пишут буквально о парализации штата. Работу порта восстановили только в выходные. «Последствия будут более серьезными, чем недавнее блокирование Суэцкого канала», — подытожила для сервера «Лидовки» выводы недавнего исследования Петра Штепанова из консалтинговой компании Dun & Bradstreet.
Эксперты этого агентства основывают свои выводы на том факте, что если Суэцкий канал оставался заблокированным всего шесть дней, то огромный транспортный узел в Южном Китае не работал почти месяц, и теперь специалисты говорят об эффекте домино для цепочки поставщиков. Уже сегодня, по информации Dun & Bradstreet, повсюду образовались огромные заторы из кораблей и другой транспортной техники. «Это логистическая катастрофа. Закрытие порта в Южном Китае будет иметь более серьезные последствия, чем инцидент в Суэцком канале», — добавляет Давид Смрковский, директор консалтинговой компании China Czech Associates, которая помогает чешским фирмам торговать с Китаем.
Контейнер дороже золота
«Закрытие порта полностью нарушило ротацию кораблей и потоки контейнеров на главных трассах из Китая в Европу, Северную Америку и Индию и на Ближний Восток. Опосредованно это повлияет и на морской сервис и на других трассах, например, между Европой и Северной Америкой. Также не удастся избежать роста стоимости морских перевозок до нового рекордного уровня. Впоследствии это повлияет на конечные цены», — добавляет Смрковский, который очень хорошо знает Китай благодаря тому, что долго жил там. Он напоминает, что Яньтянь не единственный китайский порт, который закрылся из-за коронавируса на карантин.
Блокирование Суэцкого канала, в котором в марте этого года застрял контейнеровоз «Эвер Гивен», до сих пор сказывается на стремительно растущих ценах на сырье и комплектующие. Инцидент задрал цены на контейнерные перевозки, а также на товары, которых на рынке по-прежнему не хватает.
Еще в этот понедельник «Эвер Гивен» и его груз оставался близ канала, поскольку египетские органы все еще не решили с ним вопрос об убытках. При этом на нем до сих пор находятся 18 тысяч контейнеров со всем чем только можно, начиная с соевого тофу и кабелей и заканчивая комплектующими для электроники, купальниками и мебелью.
И, разумеется, там есть чипы. Разблокирования контейнеровоза, возможно, ждет и известный на весь мир японский производитель фотоаппаратов «Никон», который сообщил, что из-за нехватки чипов не снабжает свои фотоаппараты зарядкой с USB-адаптером.
Дефицит транспортных мощностей, будь то контейнеры, корабли, грузовики или люди, которые загружают и выгружают грузы, тянет цены вверх с самого начала глобальной пандемии коронавируса, которая началась весной прошлого года. Стоимость одного контейнера уже выросла на сотни процентов, и рост продолжается. Как говорит чешский коммерсант, пожелавший остаться анонимом, в Китае прямо на месте дают взятки. Кто даст больше — получит контейнер.
«В основном переплачивают американцы», — суммирует он информацию, которую он получил от своих источников на месте. Немецкие СМИ сообщают, что сбой в работе порта серьезно скажется на таких американских компаниях, как Amazon, Walmart и Tesla. По оценке агентства Dun & Bradstreet, больше всего пострадает импорт в Великобританию, Нидерланды, Германию и Испанию.
Продавцы меняют ассортимент
Сколько сегодня стоит перевезти один контейнер? «Узнать это невозможно. Эта информация — предмет сделки», — говорит упомянутый коммерсант. Он добавляет, что из-за этого меняется ассортимент, импортируемый из Китая. Крупногабаритные товары, такие как строительные мешалки и тачки, которые невозможно экономично сложить в контейнерах, дорожают из-за этого настолько, что их не продать. Поэтому его компания отказалась от их импорта, как и от закупки столь популярных в Чехии бамбуковых циновок.
Света в конце этого тоннеля не видно. Скорее наоборот. «Проблема в том, что на следующей неделе по тем же причинам может закрыться порт Шанхая. Китай — абсолютный гегемон в морских перевозках. Проблемы в Китае чреваты проблемами для всего мира», — говорит Смрковский, который жил в Китае много лет и хорошо узнал эту страну благодаря своему бизнесу.