Разбираем, чего ждать от июльских встреч украинского президента с Меркель и Байденом
Июль окажется для украинских властей особенно горячим. Дело не в климате — в ближайшие недели состоятся аж две судьбоносных поездки Владимира Зеленского в мировые столицы — сначала Берлин, затем Вашингтон.
Еще с начала мая в дипломатических кругах активно обсуждали возможную встречу украинского президента с Владимиром Путиным. Сейчас она отложена на неопределенный срок. Вместо этого Зеленский встретится с Меркель как действующим посредником и Байденом как потенциальным.
Судьбоносной встреча с Меркель может оказаться потому, что уже в сентябре она передаст дела преемнику. А с Байденом — потому что Украине нужно вписаться в новый контекст американо-российских отношений после Женевского саммита.
С чем на них поедет Зеленский — разбирались Vesti.ua.
Последнее танго в Берлине
Берлинский вояж Зеленского состоится 12 июля. Тет-а-тет украинского и немецкого лидеров будет последним в таком составе. После четырех сроков на должности канцлера ФРГ Ангела Меркель решила не баллотироваться на предстоящих в сентябре выборах.
Известно, что именно она пригласила украинского лидера к себе в гости. Хотя мяч был на стороне Зеленского — на фоне последних лестных заявлений в адрес РФ от канцлера и французского лидера Эммануэля Макрона.
Напомним, недавно лидеры Франции и Германии заявили, что Евросоюз должен обновить диалог с Россией, и потребовали «более смелых шагов» от своих европейских коллег. Тогда против таких заявлений выступили страны Восточной Европы, в том числе Польша, Литва, Латвия и Эстония, а ЕС вообще продлил санкции против России на шесть месяцев.
В это время в ФРГ полным ходом идет предвыборная кампания. Хотя Меркель баллотироваться не будет, ее партия «Христианско-демократический союз» продолжает борьбу за власть. Лидер ХДС и кандидат в канцлеры Армин Лашет считается более умеренным по отношению к Москве, чем предшественница. Он уже высказал полную поддержку завершению строительства Северного потока — 2.
Другой возможный фаворит на сентябрьских выборах — «Зеленые», которые впервые могут стать правящей политсилой Германии. Их кандидат в канцлеры Анналена Бербок куда более критична по отношению к Путину и обещает полную заморозку СП-2 в случае своего прихода на место Меркель.
В экспертном сообществе считают, что Меркель специально встречается с лидерами важных для Германии государств перед уходом, чтобы закрыть внешнеполитические гештальты. «Задача Меркель — повысить свои рейтинги. Она уходит из политики, поэтому ей нужно усилить электоральное ядро ХДС. Она это делает в том числе и с помощью заигрывания с Россией», — говорит Vesti.ua политолог-международник Антон Кучухидзе.
Показательно, что Меркель решила пригласить Зеленского побеседовать после визита в Германию госсекретаря США Энтони Блинкена. В конце июня он обсуждал с канцлером окончание строительства Северного потока — 2, которым очень озабочены в Штатах. Помимо вопросов энергетической безопасности, Меркель и Блинкен обсудили «преодоление глобальных вызовов, которые создают Китай и Россия».
«Мы думаем, что трубопровод — это российский геополитический проект, который угрожает европейской энергетической безопасности и потенциально подрывает безопасность Украины», — заявил Блинкен по результатам встречи. Впрочем, американцы в итоге отказались вводить новые санкции против компании-оператора газопровода и ее директора Матиаса Варнига.
Байден объяснил отказ от санкций тем, что они бесполезны на финальном этапе строительства. Да и вообще — Штаты не могут диктовать Германии, своему союзнику, как ей поступать.
Официальный Киев от намеченной линии по газопроводу не отходит и продолжает настаивать, что он опасен. К примеру, в понедельник, 5 июля на форуме «Украина-30», посвященном международной политике, президент Зеленский заявил, что СП-2 — это удар по безопасности Европы. В Офисе президента признают, что транзит газа через Украину будет приоритетной темой переговоров. Советник главы ОП Михаил Подоляк подчеркивает, что газопровод не имеет экономического смысла и является чисто политическим проектом. Так руководство России пытается усилить свое влияние в Восточной Европе.
По словам главы МИД Дмитрия Кулебы, встреча будет иметь характер «доверительного разговора» между президентом и канцлером. «Они будут говорить о ключевых вещах — безопасности, Нормандском формате. Будут говорить о Северном потоке — 2, о торговле между нашими странами, о немецких инвестициях в Украину», — заявил Кулеба на форуме «Украина-30».
Как считает Кучухидзе, в итоге встречи мы увидим «какой-то промежуточный результат» по тому, с какой силой в будущем будут защищать интересы Украины в Европе. Впрочем, куда больше зависит от другого визита Зеленского.
Билетик в Овальный кабинет
Посещение Белого дома для любого украинского президента — проявление высшего дипломатического успеха. Кадры рукопожатия в Овальном кабинете обязательно попадут в итоговые кадры перед новогодним поздравлением, а затем — и в предвыборную агитацию.
С получением такого важного сигнала поддержки от «стратегического союзника» в последние годы было туговато. После победы Трампа в его администрации к украинским властям относились настороженно. Посещение Овального кабинета Петром Порошенко длилось считанные минуты, а брифинг для прессы он делал в унизительных обстоятельствах на фоне забора Белого дома.
Для Владимира Зеленского «билетик» на порог резиденции Трампа оказался слишком дорогим — нужно было открыто подыграть его избирательной кампании и предоставить компромат на Байдена. От этого решили воздержаться.
Победа демократов не привела к немедленному вознаграждению за лояльность. Зеленский получил приглашение посетить Вашингтон аж 7 июня — за неделю до женевского саммита Байден-Путин. Идею-фикс украинской дипломатии первыми встретиться с Джо Байденом реализовать не удалось. Более того — первый телефонный разговор Зеленского с хозяином Белого дома состоялся только после волны «военной тревоги» на Донбассе, когда впервые с осени 2018 года всерьез обсуждался риск открытого огня не только на линии разграничения, но и по всему периметру границы.
Визит должен состояться в конце июля — конкретная дата пока не названа. Открывая панель форума «Украина-30» по внешней политике, глава государства заверил: визит состоится. И не как туристическая поездка — он будет «максимально наполненным и содержательным»!
Четыре вопроса и одно обязательство
Тем для обсуждения у Зеленского заготовили несколько. Первая — это, конечно же, зашедший в тупик переговорный процесс по Донбассу. Как вчера заявил спикер украинской делегации в ТКГ Алексей Арестович в эфире телеканала «ДОМ», сейчас активно обсуждается возможность привлечения США в том или ином виде к Нормандскому формату.
«Это техническая возможность. Вопрос, скорее, состоит в следующем: будет ли достигнута принципиальная договоренность такого характера. Сейчас Андрей Ермак проводит интенсивные консультации с Викторией Нуланд, которая была назначена в США главной по Украине», — заявил Арестович.
По его словам, Нуланд обсуждала этот момент со своим российским визави Дмитрием Козаком. Сегодня стало известно об обращении представителей самопровозглашенных республик в Москву с предложением «одноразовой встречи» Нормандской четверки с участием представителей США. Впрочем, такая «инициатива снизу» может не столько ускорить привлечение американцев, сколько наоборот эту идею скомпрометировать.
Как заявил Арестович, есть предложение и по переформатированию самой Трехсторонней контактной группы. Но конкретики не привел — «переговоры любят тишину», а преждевременные заявления могут вызвать «информационное и дипломатическое противодействие».
Далее Зеленский будет в Вашингтоне лоббировать свое любимое детище — «Крымскую платформу». О поддержке ее со стороны США сообщалось в заявлении Банковой от 7 июня, когда Зеленского и пригласили в Вашингтон. Однако прибытия высоких гостей из-за океана в Киев на саммит 23 августа пока не подтверждается — будут только первые лица Польши и стран Балтии, пока еще «думает» президент Турции Реджеп Эрдоган.
Крымскую тему на международном уровне нельзя назвать забытой — черноморская одиссея британского эсминца «Дефендер» тому пример. Однако личное присутствие западных лидеров на саммите «Платформы» Киеву еще нужно выбить. Это нужнее Зеленскому, чем кому бы то ни было еще.
Еще один принципиальный для наших властей момент — добиться хотя бы символических подвижек в направлении членства в НАТО. Форсировать эту тему после весенней военной тревоги не получилось. В Париже и Берлине Зеленскому недвусмысленно отказали. А на Женевском саммите, как можно понять из слов Путина про «мазок», Байден особо не отстаивал планы по расширению Альянса за счет Украины.
Действующий статус Украины — участие в «Программе расширенных возможностей НАТО» — это потолок того, что нам могут предложить брюссельские чиновники. Для большего нужен уже План действий по членству и консенсусное согласие всех государств-членов.
Пока что даже в США такую поддержку высказывают уклончиво. Как 9 июня заявил госсекретарь Энтони Блинкен, «независимо от ПДЧ, у Украины есть инструменты, которые необходимы ей для продвижения вперед до готовности к членству в будущем». Двигайтесь дальше, но гарантий вам никто не дает.
Опрошенные Vesti.ua эксперты-международники предполагают, что в Вашингтоне Зеленский тоже поднимет тему Северного потока — 2. Хотя вопрос уже практически закрыт, а у Байдена дали понять, что с немцами ссориться на этой почве не будут, Киев рассчитывает получить гарантии безопасности в энергетической сфере.
Помимо четырех отказов Байдена по вопросам безопасности, Зеленский может получить в Америке еще одну неприятную пилюлю — традиционный нагоняй за недостаточные реформы. За последний месяц послы «Большой семерки» высказывали обеспокоенность по поводу судебной реформы, децентрализации, реформы СБУ и «корпоративного управления» в госкомпаниях. И хотя власть выказывает внимание к замечаниям послов (пример — прошедший недавно законопроект о Высшей квалификационной комиссии судей), с украинского лидера в Вашингтоне спросят за недостаточное рвение.
Почем и зачем посредники
Спустя два года президентства Владимир Зеленский оказался в положении его предшественника Петра Порошенко образца 2017 года. К тому моменту переговорный процесс по Донбассу зашел в глубокий тупик, а Москва упорно отказывала во встречах в Нормандском формате.
2017 год начинался с «активистской» блокады торговли с ОРДЛО, впоследствии освященной решением СНБО, после чего основные заводы оказались «приватизированы». Сейчас же Москва даже более активно, чем тогда, интегрирует непризнанные республики в свою орбиту. По-новому оформлена работа промышленных предприятий на неконтролируемых территориях, в преддверии сентябрьских выборов в Госдуму их жителям еще активнее раздаются паспорта РФ.
Заявления Зеленского о стене на Донбассе и возможном референдуме — это реакция на активность Москвы. У обеих сторон нет никакого доверия для наименьших уступок или компромиссов. Призрачная надежда — на старых и новых посредников. Но у них не так много заинтересованности. Германия — накануне смены власти, Франция сосредоточена на Средиземноморье и Ближнем Востоке, и даже для США конфликт в Украине — далеко не первая тема для обсуждения с Россией.
А тратить излишние силы для адвокатирования капризов украинской власти в этих столицах вряд ли станут.