Россия накаляет ситуацию вокруг Украины. Причем со всех сторон. На востоке гремит донбасский фронт. В понедельник, 5 июля, в результате нарушения вооруженными формированиями Российской Федерации режима прекращения огня на Донбассе и обстрела позиций Вооруженных сил Украины, один украинский воин погиб, ещё трое получили ранения.
На юге во время военных учений Sea Breeze-2021, которые проводит Украина вместе с международными партнерами, российские военные параллельно устроили маневры своей авиации над Черным морем.
На севере, где у нас более тысячи километров границы с Белоруссией, тоже неспокойно. Ситуацию раскачивает самопровозглашённый президент Республики Белоруссия — Александр Лукашенко, попавший в зависимость от РФ. Недавно он обвинил Украину в поставках оружия в РБ и приказал пограничникам перекрыть украино-белорусскую границу.
Безопасную ситуацию и возможность эскалации проанализировал для «Телеграфа» генерал-лейтенант, бывший заместитель начальника Генштаба ВСУ Игорь Романенко.
«Несмотря на попытки обострения со стороны РФ, в Черном море продолжаются учения ВМС Украины совместно с американским флотом и участием более 30 кораблей со всего мира. Это важно с точки зрения военной составляющей: отрабатываются вопросы управления, взаимодействия. Не только на море, но и в воздухе, на суше. Задействованы корабли, летательные аппараты, подводные силы, спецструктуры вооруженных сил различных стран.
Россия устраивает всяческие провокации, даже хотела запретить эти учения, представляя себя как хозяйку Черного и Азовского морей. Но этого не удалось, во многом благодаря действиям Украины и ее союзников. Однако на юге явно неспокойно», — отмечает Игорь Романенко.
С севера, напоминает он, ситуацию обострилась стараниями Лукашенко.
«Самопровозглашенный президент Белоруссии еще 2 июля заявил о закрытии границ с Украиной, а это более тысячи километров, обвиняя нашу страну в поставках вооружения и всех смертных грехах. Понятно, что Лукашенко и его клика в агонии. Кстати, по данным наших пограничников, кордон пока не закрыт. Но север стал для нас потенциально опасным направлением», — уверен генерал.
Не лучше, по его словам, ситуация на востоке, со стороны ОРДЛО.
И продолжается процесс паспортизации. Тем самым готовится вариант, когда при необходимости, РФ сможет „защищать своих граждан" на этой территории. Старый прием, пусть и новая реализации. Кстати, в первую очередь паспорта раздаются военным, которые входят в структуры 1 и 2 Армейских корпусов, относящихся к 8-й армии РФ».
Несмотря на то, что Россия накаляет ситуацию на всех украинских границах, за исключением разве что западной, генерал не думает, что Путин решится на полномасштабные боевые действия. В июле — так точно.
«У него, конечно, есть большой соблазн организовать в августе новый Иловайск во время проведения парада и празднования ко Дню Независимости Украины. Но пока Путин не принял решение на использование силы. Держит ситуацию на паузе. Впереди — встречи Зеленского с Меркель, с Байденом. По их итогам возможно решение о встрече или не встрече Путина с Зеленским. Вот после всего этого Кремль и может принять решение об обострении боевых действий на востоке нашей страны — или и вовсе о доведении ситуации до уровня локальной войны. Причем с любой из трех сторон — север, восток или юг. Или в комбинации, или одновременно. Силы у РФ на это есть, — отмечает Игорь Романенко. — Но есть и понимание возможных последствий. Хоть Путин и говорит, что не боится Третьей мировой войны, это не значит, что он готов подрубить сук, на котором сидит. Рейтинг его внутри государства и так упал до 15%, есть большой соблазн организовать маленькую победоносную войну. Но легкой прогулки, как было в Крыму в 2014-м, точно не будет. Потому Путин в раздумьях».
Если всё же хозяин Кремля решится на эскалацию, это произойдет в конце лета либо в начале осени, прогнозирует генерал.
«Сентябрь — это не только выборы в российскую Госдуму, но и совместные российско-белорусские военные учение „Запад-2021" в Белоруссии. Под видом их проведения РФ может нарастить силы дополнительно, кроме 100 тысячной группировки у нашей границы, — предупреждает Игорь Романенко. — И тогда определяться по складывающейся ситуации — ничего не предпринимать, обострять ситуацию или и вовсе доводить ее до уровня локальной войны».
Генерал армии Украины, экс-глава Внешней разведки Николай Маломуж рассказал «Телеграфу», как нашей стране, зажатой между Западом и Россией, выжать максимум в нынешних условиях.
Руководитель Центра анализа и стратегий Игорь Чаленко пояснил «Телеграфу», чего добивается российский президент Владимир Путин, утвердив стратегию национальной безопасности, которой предусмотрено «укрепление братских связей» с украинцами и белорусами.