Новость о подписании соглашения появилась на сайте Мининфраструктуры только 6 июля, хотя китайские СМИ сообщили о ней гораздо раньше. При этом китайские СМИ делают упор на то, что соглашение было подписано после того, как украинские дипломаты отозвали свою подпись под документом ООН, который призвал изучить ситуацию с правами человека в Синьцзяне.
Также китайские СМИ пишут о том, что нерешенный вопрос членства Украины в ЕС и НАТО подталкивает страну к КНР.
Ранее причиной отзыва подписи называли вопрос поставки китайской вакцины CoronaVac в Украину.
Как сообщает Мининфраструктуры относительно подписанного соглашения, «среди приоритетов сотрудничества — железнодорожный транзит, аэропорты, порты, коммуникации и муниципальное инженерное строительство».
«Согласно договору, Украина и Китай:
— поощряют компании и финансовые учреждения обеих стран к активному сотрудничеству в области строительства инфраструктурных объектов;
— способствуют установлению более тесных экономических связей между двумя странами и оказанию необходимой помощи и сопровождения в реализации совместных проектов», — заявили в МИУ.
Также в украинском министерстве заявили, что соглашение «предусматривает привлечение средств на льготных условиях от правительства Китайской Народной Республики, необходимых для реализации инфраструктурных проектов».
Перечень потенциальных проектов, которые будут поддержаны средствами КНР, еще подлежит утверждению.
Ранее первый вице-премьер — министр экономики Алексей Любченко — заявлял, что Украина не смогла использовать около 7 миллиардов долларов инвестиций от Всемирного банка, ЕБРР и других международных инвесторов. По его словам, это произошло из-за недостатка квалифицированных менеджеров.
Заместитель министра инфраструктуры в 2016-2019 годах Виктор Довгань сообщил в Facebook некоторые подробности сделки:
— переговоры продолжались три года (2018 — 2021);
— Украина сможет привлекать льготные кредиты Эксимбанка КНР (до 2% годовых на 15 лет);
— пилотные инфраструктурные проекты — это мост M22 у Кременчуга и первая очередь кольцевой дороги Киева М05 — М06;
— 50% инфраструктурного проекта должны реализовать украинские компании.