Российская компания «Яндекс», занимающаяся разработкой беспилотных систем, заключила с американской компанией GrubHub соглашение о сотрудничестве, в рамках которого ее роботы-курьеры будут осуществлять доставку в студенческих городках американских колледжей и университетов позже в этом году.
Подробности финансовой стороны этого соглашения не раскрываются.
«Яндекс» часто сравнивает себя с компанией Google. Эта российская компания предлагает целый ряд услуг, включая поисковую систему, сервис такси и доставку еды. «Яндекс» начал осуществлять доставку еды с помощью роботов-курьеров — роверов — в 2019 году в Москве, Тель-Авиве и Энн Арбор, штат Мичиган.
«Мы решили заключить партнерское соглашение с компанией GrubHub на доставку еды в кампусах из-за не имеющей аналогов распространенности заведений GrubHub в кампусах по всей территории Соединенных Штатов, а также из-за гибкости и устойчивости ее платформы для размещения заказов, — сказал Дмитрий Полищук, руководитель направления беспилотных автомобилей „Яндекса". — Мы очень рады, что мы сможем отправить туда десятки своих роверов, сделав таким образом следующий шаг в процессе активной коммерциализации наших технологий беспилотного вождения на различных рынках по всему миру».
В рамках партнерства российская и американская компании планируют запустить роверы в 250 кампусах колледжей и университетов США.
«Как известно, по кампусам колледжей очень трудно передвигаться на автомобиле, особенно если речь идет о доставке еды. Роботы „Яндекса" с легкостью добираются до тех участков кампусов, куда не могут проехать автомобили», — объяснил в своем заявлении Брайан Мэдиган (Brian Madigan), вице-президент GrubHub по сотрудничеству с кампусами.
Роботы «Яндекса» уже прошли в автономном режиме около 7 миллионов миль с момента основания этого направления в 2017 году. По этому показателю они занимают вторую строчку в мире, уступая только Waymo компании Alphabet. Для сравнения, в феврале 2020 года роверы «Яндекса» прошли всего 2 миллиона миль.
В «Яндексе» работают около 400 инженеров, а также множество сотрудников службы технической поддержки и эксплуатации.
Артем Фокин, директор по развитию бизнеса беспилотных автомобилей «Яндекса», сказал в интервью Forbes.com, что с момента основания этого направления компания потратила всего 100 миллионов долларов на его развитие. Это относительно скромная сумма по сравнению с тем, сколько тратят команды Кремниевой долины, которые собирают на развитие подобных проектов миллиарды долларов.
Роверы «Яндекса» доставляют готовую еду, продукты питания и другие потребительские товары из магазинов. «Яндекс» увеличил габариты и грузоподъемность своих роверов, чтобы теперь они могли доставлять более крупные грузы.
«Мы постарались сделать стоимость беспилотной доставки чрезвычайно экономичной, — сказала представительница „Яндекса" Юлия Швейко в интервью Forbes.com в мае. — В России доставка курьерами-людьми остается достаточно дешевой, то есть нам необходимо было сделать доставку еще более доступной».
В отличие от автомобильных дорог общего пользования, на которых автомобили движутся по полосам и их траектории движения относительно предсказуемы, роверы «Яндекса» должны перемещаться по тротуарам и другим пешеходным зонам, где движения людей гораздо менее упорядочены.
Роверы способны работать как в дневное время, так и в темное время суток, в условиях умеренного дождя и снегопада, на регулируемых и нерегулируемых пешеходных переходах. Однако они могут развивать скорость всего до 8 километров в час.
«Яндекс» владеет 73% акций своей компании Self-Driving Group, Uber владеет 19% этой компании, а оставшиеся 8% акций принадлежат сотрудникам «Яндекса».