Нигде в мире нет столько лесов, как в соседней с нами России. Более пятой части всех лесов планеты находятся именно там.
Климатологи очень интересуются лесами. Если кратко, то это потому, что деревья поглощают CO2 из воздуха в процессе роста и сохраняют его внутри себя в виде углерода. Чем больше углерода в деревьях, тем меньше CO2 в воздухе. Большинство исследователей считают, что это благоприятно влияет на температуру на земном шаре.
Международная группа исследователей выяснила, насколько на самом деле велико значение огромных лесных массивов России. Их научная работа опубликована в издании Nature.
С тех пор как в 1991 году распался Советский Союз, Россия сообщала лишь об очень незначительных изменениях площади своих лесов. Но это не соответствует ряду дистанционных измерений.
Цифры расходились и создавали путаницу
Целый ряд измерений показали, что лесов стало больше, а их продуктивность выросла.
Из-за этого была некоторая неопределенность в отношении реального состояния нынешних российских лесов, объясняет Международный институт прикладного системного анализа в сообщении для прессы.
Эти данные в сочетании с дистанционными измерениями использовались, чтобы вынести новую оценку росту лесов.
Положительные для России цифры
Результаты исследователей порадовали. И оказались в пользу России. Выяснилось, что российские леса растут вовсю и прекрасно себя чувствуют.
Согласно новым данным, общая биомасса увеличилась примерно на 40%, чем было зарегистрировано в российском государственном реестре лесов. Также, если верить новому исследованию, углерод в России поглощается на 47% интенсивнее, чем было указано в международном докладе об инвентаризации парниковых газов.
Эти цифры касаются периода с 1988 по 2014 годы.
Позитивные данные, но…
Итак, зеленые леса России положительно влияют на климатическое уравнение. И тот факт, что они разрастаются стремительнее, чем ожидалось, увеличивают нашу «прибыль».
Йенни Нурден (Jenni Nordén) из Норвежского института природных исследований в 2020 году сказала то же самое. Она прокомментировала ситуацию в связи с нашей статьей о деревьях, которые стали расти быстрее, но при этом могут меньше жить и хуже поглощать углерод.
«Полагаться на рост деревьев как способ активизации поглощения углерода — недальновидная стратегия, — сказала она тогда. — И не только из-за этого зарегистрированного эффекта, о котором говорится в статье, но и вследствие перспектив более экстремального климата в будущем: штормов, засухи, высоких температур, которые убиваю или ослабляют деревья и делают их уязвимыми перед болезнями и вредителями».