Чиновники Белого дома помогли разработать соглашение, по которому продажи работ Хантера Байдена, — а они уйдут с молотка по цене до 500 000 долларов за картину, — будут храниться в тайне даже от самого художника, чтобы избежать этических вопросов из-за того, что член семьи президента продает товар с весьма субъективной ценностью.
В соответствии с договоренностью, заключенной в последние месяцы, владелец галереи из Нью-Йорка сам установит цены на картины и сохранит втайне все сведения — в том числе о потенциальных участниках торгов и покупателей. Галерист Жорж Берже (Georges Bergès) также обязался отклонить всякое предложение, которое сочтет подозрительным, как объяснили осведомленные источники.
Предстоящий этой осенью аукцион картин Байдена сопряжен с потенциальными проблемами. Мало того, что Хантера ранее обвиняли в сделках от имени отца, так еще и свое последнее призвание он нашел в сфере, где работы не имеют фиксированной стоимости и возникают опасения насчет тайных покупателей и неразглашенных сумм.
Чиновники из окружения президента Байдена, которые помогали заключить соглашение с адвокатом Хантера Байдена, попытались обставить все так, чтобы дать шанс сыну президента продолжить новую карьеру, но при этом соблюсти обещание Байдена-старшего пресечь этическую слабость своего предшественника, особенно в отношении членов семьи.
Тем не менее эта договоренность привлекла все же внимание недоброжелателей, в том числе экспертов по этике, а также искусствоведов, которые предполагают, что работы Хантера Байдена ни за что бы не получили такой цены, будь у него другая фамилия. Берже сказал, что разброс цен составит от 75 000 до 500 000 долларов.
«Все это действительно плохая идея, — сказал Ричард Пейнтер (Richard Painter), бывший главный юрист по этике при президенте Джордже Буше с 2005 по 2007 год. — Первая реакция многих людей будет такой: ага, он наживается на том, что он — сын президента, и хочет загрести побольше денег. Я хочу сказать, это же невероятно высокие цены».
По словам Пейнтера, картины могут купить иностранные правительства через подставных лиц или лоббисты, чтобы завоевать расположение Белого дома. Как известно, покупки произведений искусства трудно отследить, и в прошлом году министерство финансов предупредило, что вторичный рынок дорогостоящих произведений искусства вкупе с анонимностью покупателей позволят иностранцам обойти санкции и получить доступ к экономике США.
«Поскольку нам неизвестно, кто платит за эти картины и знает ли об этом Хантер Байден, мы не можем знать, не покупают ли они себе тем самым доступ в Белый дом, — сказал Уолтер Шауб (Walter Shaub), который с 2013 по 2017 год возглавлял Управление государственной этики. — Эти люди по сути платят за фамилию Хантера Байдена».
Заместитель пресс-секретаря Белого дома Эндрю Бейтс (Andrew Bates) предположил, что этическую сторону дела будет гарантировать конфиденциальность покупателей. «Президент установил для своей администрации высочайшие этические стандарты за всю истории Америки, и приверженность его семьи строгим процедурам вроде этой — яркий тому пример», — сказал Бейтс.
Владелец галереи Берже на ряд запросов о комментариях за последнюю неделю не ответил. Однако о договоренности рассказали двое осведомленных чиновников на условиях анонимности, потому что они не уполномочены обсуждать ее публично.
Женщина, которая сначала сказала, что звонит от имени Бержеса, но затем попросила не называть ее имени, подтвердила, что все продажи будут храниться в секрете, добавила, что такого рода соглашение не представляет собой «ничего необычного».
Однако некоторые эксперты считают, что лучшая защита от поисков влияния — это не секретность, а, наоборот, прозрачность. Таким образом, общественность будет знать, уплатил ли, допустим, лоббист непомерную цену или нет.
Но чиновники, помогавшие составить соглашение, заявили, что этот шаг, напротив, ограничит интерес, потому что личности покупателей в сфере искусства обычно не разглашаются. Кроме того, существует и вторичный рынок, поэтому конечным покупателем может оказаться совсем не тот, чья личность была названа во всеуслышание.
В случае с Хантером Байденом, если личность покупателя действительно станет достоянием гласности, чиновники Белого дома, вероятно, будут предупреждены о том, чтобы не предоставлять этому человеку никаких преференций, и вообще могут отказаться от сотрудничества, сообщил осведомленный источник.
Художественный проект Байдена-младшего — еще один признак того, что он готовится к более публичной роли, чем во время президентской кампании, когда его зарубежные деловые отношения стали главной мишенью республиканских нападок. Ранее в этом году он выпустил книгу о своей борьбе с зависимостью и отправился в медиа-тур для ее рекламы.
Однако более высокий статус сопряжен с политическими рисками для президента, поскольку республиканцы уже дали понять, что развернут расследование в отношении Хантера Байдена, если вернут себе Палату представителей в следующем году. Еще ему грозит федеральное налоговое расследование, хотя сам он заявляет о своей невиновности.
Специалисты по этике говорят, что президент, даже если бы захотел, едва ли бы смог помешать сыну продавать картины, — к тому же президентским детям в принципе не запрещено делать карьеру.
«Основное положение такое: взрослые дети могут зарабатывать себе на жизнь, доколе сохраняется разумная дистанция от Белого дома, — сказал Норм Эйзен (Norm Eisen), автор этических правил Белого дома при президенте Бараке Обаме. — Это значит, что Белый дом и другие не должны устраивать ему рекламу, — насколько я знаю, они этим и не занимаются».
Эйзен, — в свое время его звали «мистер Нет» за готовность перечеркнуть любые сомнительные договоренности, — сказал, что предупредит помощников Белого дома, чтобы те держались подальше от всего, что связано с продажей произведений искусства. Он хотел бы предупредить президента и первую леди Джилл Байден, чтобы те повнимательнее относились к любым инсинуациям, что они рекламируют работы Хантера.
Карьера родственников президента давно уже давно вызывает у Белого дома головную боль. В 1977 году младший брат президента Джимми Картера продавал по всей стране пиво Billy Beer до тех пор, пока, по выражению главы пивоварни, компания «не рухнула вместе с популярностью президента».
После того, как критик «Вашингтон пост» нелестно отозвался о певческой карьере дочери президента Маргарет Трумэн (Margaret Truman), написав, что в ней нет «ни тени профессионализма», президент Гарри Трумэн написал резкую отповедь на бланке с печатью Белого дома, пригрозив, что если он ему когда-нибудь попадется, ему понадобится «новый нос, куча льда от синяков, а, возможно, даже костыль».
Эйзен отметил: «Пожалуй, такое президентское участие в жизни взрослого родственника можно считать за гранью допустимого».
Дети президента Дональда Трампа тоже вышли за рамки современных норм: его старшая дочь и ее муж четыре года проработали главными советниками Белого дома, пока двое сыновей управляли семейным бизнесом. При этом на частной собственности Трампа нередко тратились казенные деньги.
Дело Хантера Байдена далеко не столь обширно, но, по мнению экспертов, все же требует тщательного изучения. «Ничто из этого и рядом не стоит с Трампом по масштабам, — сказал Пейнтер, — Но это не значит, что они не должны прилагать все усилия, чтобы у людей не сложилось впечатление, будто они покупают картины лишь для того, чтобы снискать расположение семьи Байденов».
В краткой биографии Хантера Байдена, опубликованной на сайте галереи Жоржа Берже, его знаменитый отец не упоминается вовсе, а сам он назван «юристом по профессии, который решил посвятить себя творчеству». «Маслом, акрилом, тушью и словом Байден создает неповторимый опыт, который стал его визитной карточкой», — говорится о его художественной манере.
Хотя некоторые искусствоведы работы Хантера Байдена хвалили, несколько человек, с которыми нам удалось пообщаться, сочли запрашиваемую цену в 75-500 тысяч долларов неоправданной.
Марк Штраус (Marc Straus), который последнее десятилетие владеет галереей в Нижнем Ист-Сайде на Манхэттене, сказал, что высококлассные арт-дилеры «ни за что не начнут с таких цен» для новичков, своих работ на коммерческом рынке ранее не выставлявших.
«Чтобы оправдать цены такого уровня, надо иметь соответствующее резюме, — сказал Штраус. — Я задаю простые вопросы: „Насколько он хорош как художник, какой у него потенциал и послужной список?". Исходя из этого, цена будет совсем другая. Но с именем как у Хантера Байдена покупатель, может, и найдется».
Он добавил: «Я считаю, что картины вообще-то неплохие. Но между „неплохо" и „потрясающе" разверзлась целая пропасть».
Другие оказались не столь щедры на похвалу. Критик журнала «Нью-Йорк» и автор книги «Как стать художником» Джерри Зальц (Jerry Saltz) охарактеризовал работы Хантера Байдена «общим местом пост-зомби-формализма».
Бывший главный редактор журнала «Современные художники» (Modern Painters magazine) и бывший заместитель редактора [онлайн-платформы для продажи произвдений искусства] «Артси» Скотт Индрисек (Scott Indrisek) сказал: «Я бы назвал это гостиничной эстетикой. Более безликого искусства я себе и представить не могу. Это как если взять компьютерную заставку, загуглить „абстракции середины века" и хорошенько перемешать результаты».
Индрисек добавил: «Если бы он хотел, чтобы его судили сугубо по художественным заслугам, он бы выставлялся как какой-нибудь Хантер Уилсон или что-то в этом роде».
Чем-то похожая ситуация возникла, когда Джордж Буш-младший после президентства начал карьеру живописца. Его кисти принадлежат портреты ветеранов вооруженных сил, иммигрантов и коллег-политиков. Он издал две книги репродукций и провел выставки в своей президентской библиотеке.
Но, по словам представителя, свои работы Буш не продавал.
Галерист Берже планирует устроить частный показ работ Хантера Байдена в Лос-Анджелесе и выставку в Нью-Йорке. По цене в 75 000 долларов будут продаваться графические работы, а по 500 000 уйдут большие картины.
О своих взглядах на искусство Байден поведал в недавнем интервью.
«Я рисую не на чувствах или эмоциях, — их я считаю эфемерными, — сказал он, — Для меня живопись — это скорее попытка выявить универсальную истину, как ее вижу я».
В прошлом он заявлял, что искусство позволяет ему бороться с вредными привычками, но теперь сообщил, что ставит перед собой далеко идущие цели. «Это идет из глубины, — сказал он. — Когда стоишь перед работами Ротко, то чувства, которые он будоражит, выходят далеко за рамки той боли, которую тогда испытывал сам Ротко».
Родители Байдена никак не прокомментировали его увлечение живописью, хотя несколько картин висит у Джилл Байден в офисе.
На вопрос, какого мнения о его искусстве придерживается Джо Байден, Хантер ответил: «Мой отец любит все, что я делаю, поэтому давайте на этом и остановимся».
Комментарии читателей:
Reita Anderson
То есть талантливый парень хочет продать пару картин, а у кого-то бомбит? Ну и ну!
Socal90
Я тут нагуглил пару картин Хантера. Как по мне, такое нарисует талантливый школьник на уроке рисования. 500 000 долларов? Не понимаю, за что, — но, с другой стороны, что я смыслю в искусстве? Как бы то ни было, президенту Байдену нужно держать дистанцию от сына. Надо, чтобы он не приводил в Белый дом гостей, а лучше даже его самого туда не пускать.
K2inEB
Когда художник продает свои работы, цену по сути устанавливает покупатель. Искусство вообще целиком и полностью субъективно. Например, мало кто из импрессионистов добился успеха при жизни. И как по мне, он пишет гораздо интереснее, чем Уорхол с его консервными банками!
Пока покупатель (из первых рук или дальше, ведь картины часто меняют владельцев) ничего не ждет от Белого дома и сам не получает никаких преференций, Хантер волен заниматься своей карьерой.
Nosebetter
Плохая идея — по крайней мере, пока в Белом доме заседает его отец. Это вообще последнее, что сейчас нужно, — нарываться на параллели с трамповским мафиозным синдикатом.
Conundrummer
Очнитесь! Ван Гог за всю жизнь продал всего одну картину. Неужели не жалеете, что ваши предки не подсуетились?
Dtmbretire
Коррупция в чистом виде. А трампоненавистники нам всё внушали, что это Трамп плохой!
Regis3
Это имя художника продает картины. Какие-нибудь детские каракули на простой белой бумаге с подписью Пикассо или Миро будут стоить целое состояние. Ценообразование на искусство ХХ и ХХI веков — полнейшая загадка!
Faxonbeverley
Пробегаю глазами статью и думаю: «Хантер Байден продает свою коллекцию? Я и не знал, что он коллекционер искусства». Потом присмотрелся: боже, так это он сам рисует! Глазам своим не верю. Хантер, не позорься сам и нас не позорь!
OhioProg
Неужто Хантер не может найти себе нормальную работенку — по крайней мере, пока папа президентствует? Неужто нельзя без сомнительных делишек? А то паршиво все это смотрится.
johnlocke1
Я, конечно, свалился с фургона с репой, но я вот не сомневаюсь, что украинская газовая компания наняла Хантера Байдена, потому что он — дока в своем деле. И конечно, это простое совпадение, что он решил продать свои картины, как только его папа заделался самым влиятельным политиком на земле.
Owen Caterwall
Это невероятное разводилово! Без подписи Хантера Байдена эта мазня не стоила бы холста и красок.
Judith Weller
Не забывайте про скандалы на Украине и в Китае! Байден — настоящий жулик, и вся его семейка такая же!
CrabbeyChick
Вообще-то он неплохо рисует. Искусство вообще субъективно: одному чепуха, а другому — шедевр.
Что же до обвинений в мошенничестве — алло, где вы были при прошлой администрации? Я бы хотел доказательств насчет Байдена.
Brunetto Latini
Ну, это хотя бы не такая страхота, как бушевский портрет Мадлен Олбрайт. Но тому, кто отвалит за это полмиллиона, нужен психиатр.
Raddium
Хантер Байден — Джаред Кушнер нынешней администрации.
Threesides
Настоящий вопрос: кто бы такое купил, не будь автор президентским сынком? И заметьте, любой честный человек знает ответ.