У Российского военно-морского флота есть проблема с двигателями. Он постепенно решает эту проблему, но очень и очень медленно.
В начале июля Объединенная двигателестроительная корпорация под управлением «Ростеха» доставила на судостроительный завод «Северная верфь» в Санкт-Петербурге огромный газотурбинный корабельный двигатель М55Р.
Этот агрегат М55Р, который сочетает в себе газотурбинную установку, дизельный двигатель и корпус зубчатой передачи, является одним из двух агрегатов, которые будут установлены на новый российский фрегат «Адмирал Исаков».
Установка этого агрегата — это большое событие для российского военно-морского флота. Она станет еще одним свидетельством того, что медленно, но верно российская промышленность наращивает мощности и экспертные знания, чтобы производить комбинированные дизель-газотурбинные энергетические установки для больших кораблей.
Прежде комбинированные дизель-газотурбинные энергетические установки для российского флота производила Украина. Однако по вполне понятным причинам Киев прекратил поставки этих установок в Россию после того, как она захватила украинский Крымский полуостров.
С того момента Россия сталкивалась с массой трудностей в вопросе закупки больших комбинированных дизель-газотурбинных установок для своих кораблей. Агрегаты М55Р — это лучшее, что в настоящее время может предложить российская промышленность, и пока поставки ограничены. У России лучше получается производить дизельные двигатели, однако дизельное топливо является не лучшим топливом для кораблей, действующих на передовой, которым часто необходимо совершать стремительные броски.
Пока Объединенная двигателестроительная корпорация поставила агрегаты М55Р только для новых фрегатов класса «Адмирал Горшков» водоизмещением 5400 тонн. Фрегат «Адмирал Головко», который первым получил двигатели М55Р в 2018 году, был спущен на воду в 2020 году. Дальше можно посчитать: это по одному новому военному кораблю, оснащенному двигателями российского производства, примерно каждые четыре года.
Корабельные двигатели — очень сложные агрегаты. Корабли обычно большие и сложные по своей конструкции, и порой им приходится действовать в крайне неблагоприятных условиях. Волнение на море. Экстремальные температуры. Коррозия металла. Эти факторы неизбежно сказываются на состоянии их двигателей.
Западная промышленность достигла больших высот в области строительства корабельных двигателей, однако даже с учетом этого целые классы западных военных кораблей страдают от серьезных проблем с поставками двигателей. Возьмем, к примеру, 17 кораблей типа Freedom, являющихся подклассом семейства боевых кораблей прибрежной зоны.
Конструктивные недостатки их комбинированных дизель-газотурбинных энергетических установок приводили к тому, что корабли не раз садились на мель, не раз были вынуждены прерывать свои операции, и ВМС США даже пришлось просить у конгресса разрешения на то, чтобы списать — на несколько десятилетий раньше срока — несколько военных кораблей водоизмещением в 3 тысячи тонн.
Поэтому никого не должно удивлять, что российской промышленности потребовалось почти десять лет, чтобы запустить свое собственное производство комбинированных дизель-газотурбинных энергетических установок. И вряд ли кого-то удивит, если в агрегатах М55Р со временем тоже обнаружатся какие-то недостатки.
Мы не узнаем об этом, пока на воду не будет спущено больше фрегатов с такими двигателями. Объединенная двигателестроительная корпорация и «Северная верфь» подписали контракт на оснащение этими двигателями еще двух фрегатов — «Адмирал Юмашев» и «Адмирал Спиридонов».
Но привести в движение фрегат водоизмещением в 5400 тонн — это одно. Провести авианосец водоизмещением в 60 тысяч тонн по морю — это совсем другое. «Фрегаты и корветы — это самые крупные типы военных кораблей, которые Россия способна выпускать с учетом имеющихся проблем с производством двигателей», — объяснил Павел Лужин, независимый эксперт по вооруженным силам России.