Нью-Йорк — Правительство Соединенных Штатов незамедлительно выразило свою поддержку антиправительственным протестам на Кубе, спровоцированным кризисом в стране. При этом США не признали, что американские меры, которые разработали, чтобы задушить экономику острова, и которые международное сообщество осудило уже 29 раз, имеют целью как раз вызывать подобные кризисы. Кроме того, не было сказано ничего и о миллионах долларов, которые Вашингтон тратит, чтобы вмешиваться во внутренние дела Кубы, в том числе продвигать подобные демонстрации.
Президент Байден выразил «поддержку кубинскому народу и его призыву к свободе и облегчению перед лицом трагических последствий пандемии и десятилетий репрессий и экономического страдания, которым его подверг авторитарный режим Кубы». Байден добавил, что «кубинский народ мужественно отстаивает свои основные и универсальные права». Президент призвал «кубинский режим прислушаться к своему народу и удовлетворить его потребности в этот жизненно важный момент вместо того, чтобы обогащаться».
Госсекретарь Энтони Блинкен во время пресс-конференции отметил, что «десятки тысяч» кубинцев вышли на улицы, чтобы «осуществить свое право на мирные собрания и выразить свою точку зрения,… требуя свободы и прав человека». По его словам, они критикуют «авторитарный режим Кубы за неспособность удовлетворить базовые потребности человека, в том числе потребность в пище и медицинской помощи». Блинкен призвал кубинское правительство не подавлять протестующих и позволить народу «определить собственное будущее».
Оба этих заявления, а также несколько других заявлений их подчиненных в правительстве примечательны тем, о чем в них не говорится. А не говорится в них о том, что политика эмбарго, длящаяся уже шесть десятилетий, а также более 243 других мер, принятых в период правительства Дональда Трампа, созданы специально, чтобы душить экономику Кубы и провоцировать дефицит продуктов питания, топлива и медикаментов. Именно из-за влияния на кубинский народ, эти меры были осуждены 23 июня подавляющим большинством членов Генеральной ассамблеи ООН, в том числе почти всеми союзниками Вашингтона за исключением Израиля.
Кроме того, ничего не говорилось и о том, что Вашингтон ежегодно распределяет более 20 миллионов долларов в качестве «помощи» кубинским антиправительственным группировкам. В проекте закона федерального бюджета на следующий финансовый год предлагается выделить ещё 20 миллионов на «построение демократии, прав человека и программ гражданского общества на Кубе». Кроме того, предполагается выделить почти 13 миллионов на радио- и телекомпании Martí, помимо других каналов пропаганды (не известно, сколько ещё будет потрачено на секретные операции).
Некоторых экспертов и наблюдателей, занимающихся двусторонними отношениями, удивило решение нового правительства Байдена не совершать пока поворот в политике в отношении острова. А ведь он обещал сделать это во время своей предвыборной кампании, заявляя, что политика изоляции Кубы провалилась.
Сегодня Блинкен, ничего не говоря об экономических санкциях и фондах поддержки диссидентов и уж тем более не упоминая о долгой и темной истории вмешательств, отверг мысль о том, что события на Кубе как-то связаны с Вашингтоном. «Для кубинского правительства будет большой ошибкой рассматривать то, что сейчас происходит,… как результат или продукт чего-то, что сделали Соединенные Штаты», — заявил он.
Пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки (Jen Psaki) вновь заявила, что «есть все доказательства того, что вчерашние протесты были спонтанным выражением народа, измученного плохим экономическим управлением и репрессиями кубинского правительства». При этом, казалось, она тут же противоречит сама себе, добавляя, что правительство Байдена «анализирует, как мы можем напрямую помочь народу Кубы».
Внимание некоторых наблюдателей привлекло то, что события на Кубе, похоже, не стали сюрпризом для Вашингтона и уж тем более для Майами.
Те, кто продвигает эту политику в Соединенных Штатах, всегда готовы использовать кризис, поощрением которого и занимаются. У них «есть сценарий, в котором прописаны и угрозы против тех, кто их осуждает». Их первоочередная цель заключается в том, чтобы не допустить снятия блокады и, возможно, судя по тому, что происходит, сейчас с Байденом они в этом преуспели», — считает эксперт.
Этот сценарий исходит не с Кубы, а из Майами, считает Пертьерра, в качестве примера рассказывая, что в воскресенья во время демонстраций ему угрожали. Ему настойчиво звонили со «скрытого номера», а когда он наконец ответил, голос его предостерег: «коммунизм на Кубе сегодня падет. Мы следим за тобой, Пертьерра. Тебе нужно вести себя осторожно». И он не единственный, кто получил подобный звонок.
Законодатели из обеих партий, в особенности американские кубинцы, выразили свое обычное осуждение правительству Кубы. Могущественный глава Комитета Сената по внешним отношениям демократ Роберт Менендес (Robert Menendez) заявил, что «это может оказаться моментом для смены курса истории», а депутат-республиканец Марко Рубио (Marco Rubio) призвал Байдена потребовать, чтобы кубинские силы отказались от жестокого подавления демонстрантов. Несмотря на это, не все присоединились к официальному хору.
Опытный депутат от демократов Джим Макговерн (Jim McGovern) заявил, что «кубинское правительство должно уважать права своих людей на мирный и законный протест. Правительство Соединенных Штатов должно положить конец эмбарго, который оказался ужасным провалом и принес кубинскому народу ужасные страдания».
Глава комитета по иностранным делам Грегори Микс (Gregory Meeks) присоединился к позиции своего коллеги и призвал Байдена «помочь ослабить страдания на Кубе, сняв санкции эпохи Трампа и предложив гуманитарную помощь и дополнительные дозы вакцин кубинскому народу».
В то же время прозвучали голоса многообразного хора прогрессистов Соединенных Штатов, требовавших убрать «руки прочь от Кубы».