Лондон — Олимпийские игры в Токио, которые были отложены в 2020 году из-за пандемии covid-19, приближаются к своему открытию 23 июля на фоне хора обреченности. Как японцы, так и иностранцы в равной степени предсказывают отмену мероприятия или даже требуют его отмены.
Среди тех, кто выступает за отказ от Игр, один из официальных партнеров мероприятия, газета Asahi Shimbun. Исходя от результатов опросов, эту позицию, судя по всему, поддерживают 60-80% населения Японии. Различные медицинские группы утверждают, что Игры окажут неприемлемое давление на систему здравоохранения Японии в то время, когда пандемия все еще продолжает бушевать. Как будто подтверждая это чувство кризиса, японское правительство объявило, что на протяжении всех Игр Токио будет находиться в режиме чрезвычайного положения.
Но все это довольно странно. Хор отмены звучит так, будто Япония находится в тисках мучительной волны случаев заражения covid-19. Но это явно не так. Ситуация в Японии совершенно иная, чем в Индии или Бразилии. Например, 7 июля в Японии с населением 120 миллионов человек было зарегистрировано всего 1683 подтвержденных случая заболевания и 17 смертей, что меньше недавнего пика в 6460 новых случаев 14 мая и 113 смертей 23 мая.
Для сравнения, 7 июля Италия, численность населения которой составляет половину населения Японии, сообщила о 829 новых случаях заболевания и 22 случаях смерти, и сейчас она снова открыта для вакцинированных иностранных туристов. В тот же день, в Соединенных Штатах, где проживает в три раза больше населения, чем в Японии, было зарегистрировано 15 000 новых случаев заболевания и 226 случаев смерти. Общее число погибших в Японии за время всей пандемии составляет 14 800 человек — примерно одна десятая часть от смертности в Италии и примерно одна пятидесятая от смертности в Америке.
Это не означает, что Япония должна бросаться на амбразуру и во что бы то ни стало принять Олимпиаду. Размещение более 60 тысяч спортсменов и сопровождающих их лиц из-за рубежа естественно создает определенный риск. Аналогичные риски имели место, когда зрителям разрешили присутствовать на турнире US Masters по гольфу в начале апреля (когда новых случаев инфицирования было в три раза больше, чем сегодня), и когда 135 тысяч зрителей наблюдали 30 мая за автогонкой Indianapolis 500. И собственная лига бейсбола Японии провела игры во время объявленного в стране ЧП (некоторые игры проходили со зрителями, некоторые без).
Безусловно, хор паникеров, выступающих против Токийских игр, мог бы извлечь выгоду из большего понимания относительной важности происходящего. Да, Токио и Окинава остаются в состоянии «чрезвычайного положения», но это неправильное определение. Японское законодательство не позволяет правительству брать на себя такого рода чрезвычайные полномочия, которые обычно применяются в Европе. «Чрезвычайное положение» в основном означает, что бары и рестораны не могут оставаться открытыми допоздна, и им не рекомендуется (но не запрещается) подавать алкоголь. Помимо этого, существуют небольшие ограничения для коммерческих центров, и всем рекомендуется быть максимально осторожными. Жизнь во время пандемии в Японии протекает намного нормальнее, чем в Европе.
Более того, опасения, что больницы внезапно окажутся переполнены, просто неуместны, учитывая низкие показатели инфицирования и смертности в Японии. В Японии больше больничных коек на 1000 человек, чем практически в любой другой стране мира. В некоторых случаях койко-места и отделения интенсивной терапии, которые больницы решили предоставить пациентам с covid-19, действительно практически полностью загружены. Но этот выбор сам по себе отражает довольно низкий уровень инфицирования, заболеваемости, госпитализации и смертности в стране. Если бы больницам потребовалось найти больше возможностей, они бы легко смогли это сделать.
Безусловно, система здравоохранения Японии несовершенна. Поскольку она финансируется государством, но в основном управляется частным сектором, правительство не может принуждать к увеличению потенциала так же легко, как это может сделать Национальная служба здравоохранения Великобритании. Как следствие, имели место несколько скандальных случаев, когда пациентам с covid-19 отказывали в госпитализации, а затем они умирали дома из-за того, что больницы предпочли не увеличивать свой потенциал вместимости. Вместе с тем, как показывают общие показатели смертности, эти случаи все же были исключением, а не нормой. В отличие от большинства других стран с развитой экономикой, в Японии за последние 18 месяцев было меньше смертей, чем в обычное время, поскольку японцы были более осторожны и сократили свои поездки.
В конечном счете, судьбу Токийской Олимпиады будет определять не кризис covid-19 в Японии, поскольку кризиса как такового нет. Вакцинация идет очень медленно, но на сегодняшний день полную вакцинацию прошли 50 миллионов человек, и, по всей вероятности, к началу Игр общий показатель будет значительно выше, что позволит защитить наиболее уязвимые группы населения. Фактически Япония вполне способна изолировать приезжающих спортсменов и их окружение от местного населения, особенно сейчас, когда власти могут запретить зрителям присутствовать на всех мероприятиях.
Учитывая реальное положение дел на местах, японское правительство вряд ли присоединится к хору об отмене Игр. Это означало бы национальное унижение. И поскольку Международный олимпийский комитет практически наверняка выступит против этого решения, вся ответственность за нанесенный ущерб ляжет на Японию и столичное правительство Токио.
Если бы Игры проводились в одном из американских или китайских городов, отменили бы их Америка или Китай на данном этапе пандемии? Нет, конечно же нет. Игры в Токио будут отменены только в том случае, если спортсмены и их национальные делегации откажутся от своей поездки на Игры или от участия в соревнованиях. Лучшим выбором будет, если мероприятие пройдет по плану.
Билл Эммотт — бывший главный редактор журнала The Economist. Является со-директором Глобальной комиссии по политике после пандемии.