Трубопроводы должны быть безопасными, надежными и ужасно скучными. Однако газопровод «Северный поток — 2», стоимостью в 9,5 миллиарда евро (11 миллиардов долларов), столь же противоречив, как и энергетические проекты. Когда в этом году его строительство будет закончено, он в два раза увеличит пропускную способность поставок природного газа из России в Германию.
Годами он вызывал разногласия между Европой и Америкой, а также внутри самой Европы. Германия решительно поддерживает проект, канцлер страны Ангела Меркель, определенно, отметит это во время встречи с президентом Джо Байденом в Вашингтоне, назначенной на эту неделю. Польша же считает, что газопровод мешает свободной конкуренции. Украина рассматривает его как потенциальную удавку России вокруг своей шеи. Америка выступает против трубопровода, заявляя, что он дает слишком много рыночного (а значит и геополитического) влияния Владимиру Путину, российскому правителю-автократу.
Несмотря на все это, огромные трубы проложены по дну Балтийского моря и совсем скоро, после устранения последних трудностей, по ним потечет газ. Почему это такая геополитическая проблема? И почему несмотря ни на что проект продолжается?
Крупнейший потенциальный очаг проблемы тут — Украина. «Северный поток — 2» дает России большой рычаг давления, чтобы третировать своего соседа относительно природного газа. Большая часть идущего в Европу российского газа сегодня проходит через Украину, на транзитных сборах страна зарабатывает около двух миллиардов долларов в год. Это важная часть государственного бюджета. Но Газпром, поддерживаемый Кремлем газовый гигант, внес хаос в поставки газа на Украину, особенно после аннексии Крыма в 2014 году. Россия обещала, что газ продолжит идти через территорию Украины как минимум до конца 2024 года. Однако правительство в Киеве беспокоится, что как только «Северный поток — 2» будет закончен, Россия направит поток газа в Германию напрямую. Чтобы развеять эти сомнения, накануне своего визита в Америку Меркель заявила, что «„Северный поток — 2" не станет заменой обещанных поставок через Украину».
Америка уже на протяжении долгого времени выступает против. Администрация Обамы в своих попытках изолировать Путина справедливо возмущалась, что «Северный поток — 2», как и «Северный поток — 1», запущенный в 2011 году, сделает Европу еще более зависимой от российского газа (в 2020 году 43% импортированного природного газа в ЕС поступало из России) и изолирует Украину.
Байден же избрал более прагматичный подход. Его администрация настаивает, что Америка продолжает выступать против проекта «Северного потока — 2» из соображений безопасности, частично чтобы удовлетворить выступающих против России «ястребов» в Конгрессе. Однако в мае, отметив, что трубопровод «почти полностью закончен», он отказался от американских санкций против компаний, стоящих за «Северным потоком — 2», поскольку санкции будут «контрпродуктивны» для трансатлантических отношений.
Итак, будет ли «Северный поток — 2» закончен? Если в последнюю минуту не произойдет никаких сюрпризов, то да. Правительство Германии подтвердило, что все разрешения на строительство были даны, а компания, стоящая за трубопроводом, ожидает, что запущен он будет уже в этом году. Финансирующий проект консорциум, состоящий из Газпрома и пяти его спонсоров (германские Uniper and Wintershall, австралийский OMV, французский Engie и англо-датский супергигант Royal Dutch Shell), держится стойко. Германские промышленные гиганты, такие как BASF, считают важным обеспечить поставки российского газа, чтобы противостоять своим американским соперникам, в конце концов, трубный газ дешевле СПГ. Когда газ начнет поступать, доход Украины от энергоносителей окажется во власти ее недруга: России. Однако это не все. Европа станет еще больше зависима от российского газа в момент, когда ее собственные запасы истощаются. Германия отказывается признавать эту суровую реальность.