В последние месяцы, наряду со спорами о подготовке и проведении избирательных кампаний, среди моих друзей продолжаются дебаты об «Инициативе трех морей».
Что это за инициатива, как она появилась, кто крестный отец, какая у нее программа, какой у нее характер — экономический, военный или просто геополитический? Она против России? Это будет полезная и амбициозная польско-американская попытка ускоренного экономического развития бывших социалистических стран и постсоветских республик, чтобы они смогли догнать Западную Европу? Если да, то что делает среди участников этой инициативы Австрия? Что побуждает американцев и поляков заниматься этим трудоемким и дорогостоящим делом? Где гарантии, что американцы (кроме них некому) потратят миллиарды долларов на модернизацию и экономическое преобразование Восточной и Центральной Европы? Почему их так волнует материальное благополучие Болгарии?
Разве Западная Европа не замечает, что внутри «союза» создается «союз», что реализация заявленных экономических и социальных идей ознаменует формирование нового (отдельного) межгосударственного сообщества внутри ЕС?
Некоторые мои друзья считают, что «Инициатива трех морей» — военный проект против России. Другие советуют не торопиться с выводами. Третьи говорят, что даже если в этом замысле и есть рациональное зерно, «Инициатива» распадется, потому что историю и природу никто не отменял: Западная Европа и Россия обречены на сотрудничество — Западная Европа не может полноценно развиваться без природных ресурсов России, а отсутствие импорта западных технологий и инноваций будет тормозить развитие России. Четвертые считают участие Болгарии в «Инициативе трех морей» исторической ошибкой, а пятые уверены, что «Инициатива» обеспечит стране процветание. Шестые примиряются с «неизбежным».
Тем временем я узнал, что недавно и наши левые круги более либеральных взглядов публично обсуждали суть и форму «Инициативы», и сходились на том, что это сугубо экономический проект, необходимый и полезный для выхода Болгарии из нынешнего кризиса. Всего-то!
Эти дебаты подтолкнули меня навести справки об истории, характере и действиях «Троеморья».
Начну с того, что сейчас архиважно, чтобы каждый болгарин имел достоверную информацию об «Инициативе трех морей» — самом грандиозном проекте на пространстве Европейского союза (с момента его расширения путем присоединения прибалтийских стран и бывших социалистических республик). Именно потому, что наш правящий класс и СМИ сознательно сосредотачивают внимание только на экономической составляющей «Инициативы», на том, какие огромные выгоды от нее получит наша страна, но недоговаривают, что она была создана в том числе для достижения геополитических и чисто военных целей, что при сложившихся обстоятельствах может поставить под угрозу безопасность и существование любой страны, участвующей в «Троеморье» (в том числе и Болгарию).
Если мне не изменяет память, фактическое присоединение Болгарии к инициативе произошло во время визита премьер-министра Бойко Борисова в США (в конце 2019 года), после чего эстафету принял президент Румен Радев.
В «Инициативу трех морей» входит 12 стран Восточной и Центральной Европы: Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Австрия, Хорватия, Румыния и Болгария. В ближайших планах включить туда и Грецию, в недалекой перспективе — Украину и Беларусь (если в Минске победит продолжающаяся «цветная революция»). Территориально «Инициатива» покрывает треть территории и населения ЕС, ее опорные точки — Балтийское, Черное и Адриатическое моря. Официальный локомотив проекта — Польша, реально — США.
О возникновении идеи создания «Троеморья» существует несколько теорий. Согласно более распространенной версии, эта идея появилась после доклада Атлантического совета США 2014 года о неравенстве в развитии Европы: был сделан вывод, что экономика бывших социалистических стран значительно отстает от экономики Западной Европы.
Эта мысль понравилась президентам Хорватии и Польши — Колинде Грабар-Китарович и Анджею Дуде, и в тот же год они разработали «Инициативу трех морей», намереваясь внести видимые изменения, особенно в области транспорта, энергетики и цифровых коммуникаций, в реализацию новых технологий и в бизнес-среду стран-участниц из Восточной и Центральной Европы. К ним также относятся и совместные научные и образовательные исследования.
Однако проект был конкретизирован только в 2015 году — было предложено создать Бизнес-форум и Международный фонд для финансирования совместных проектов, получивших признание на последовавших форумах в Бухаресте (в 2017 г.) и в Любляне (в 2018 г.).
На встрече «Инициативы трех морей», прошедшей в Софии 8 и 9 июня этого года, президенты стран-участниц заявили — как и ожидалось — об экономических перспективах инициативы, но не упомянули о двух других ее характеристиках: геополитической и военной.
Не питая иллюзий, отмечу, что ряд целей и задач инициативы экономического характера (судя по тому, как они представлены в документах) кажутся выгодными для Болгарии. Но смущает то, что экономическая программа не обеспечена финансово, нет даже зачатков финансового планирования, вместо конкретики — обещания!
А именно: «Инициатива» обещает заняться строительством стратегической связи между коридорами Север-Юг и коридором VIII, соединяющим черноморские порты Болгарии с Адриатическим побережьем Албании; обеспечить связь с портами Эгейского моря (что также касается Болгарии); взять на себя обязательство (по запросу Болгарии) расширить подземное газовое хранилище в селе Чирен, восстановить дорогу Русе-Варна, построить туннель под Петроханским перевалом, построить магистраль между Бургасом и Варной. О финансировании проекта было сказано, что Болгария будет использовать инструменты ЕС, а также ресурсы Инвестиционного фонда инициативы.
Вот только дьявол кроется в деталях, а они зачастую неприятны.
Что скрывают или недоговаривают идеологи проекта «Троеморья»?
Умалчивают, что инициатива представляет собой реанимацию антироссийского военного проекта польского маршала Юзефа Пилсудского 1920-х годов. Тогда маршал задумывал формирование военного блока государств от Балтийского до Черного и Адриатического морей, чтобы противостоять Советскому союзу. Военный блок, милитаризующий объединенное пространство, с помощью которого удастся решительно разорвать связи между Россией и Германией.
Все это по замыслу должно было привести к окружению России «санитарным кордоном», который ослабит, подорвет ее мощь. Короче говоря, речь идет о возведении массивного барьера между Западной Европой и Россией, а также о подготовке к войне против «страны Советов». Джордж Фридман напрямую пишет о «польском блоке» — «от польской до турецкой границы».
Новое начинание первой четверти XXI века — «Инициатива трех морей» — направлено, как и проект Пилсудского, прежде всего против России. Его основная цель не экономическая, а военно-геополитическая: «сплочение» военного потенциала стран-участниц, современное перевооружение, финансируемое странами-участницами, увеличение количества военных баз США, полная координация армий союзников при подготовке к войне, превращение территорий вокруг России в эпицентр военной напряженности, взятие на себя части задач, выполняемых контингентами США в Германии и Афганистане.
Вполне логично для России принять защитные меры против блока «Троеморья», располагать военную технику и ядерные боеголовки, нацеливая их и против Болгарии.
В контексте провокации острой конфронтации с Москвой «Инициатива трех морей» еще с момента своего создания начала работать над прерыванием или резким сокращением энергетических связей между Россией и ЕС. Идеологи этой инициативы — экономической — недвусмысленно заявляют об опасности российской энергетической агрессии в ЕС и своей готовности ее устранить! Потому что они работают над заменой импорта российского газа в Европу импортом американского сжиженного газа.
В связи с этим «Инициатива трех морей» до последнего боролась и борется за немедленное прекращение строительства «Северного потока — 2» под предлогом того, что это ущемляет интересы Украины, а страны Прибалтики будут шантажировать и держать под энергетическим контролем России. В то же время «Инициатива» считает, что страны-участницы, представляющие треть ЕС, вместо российского газа должны импортировать сжиженный газ из США, газ из Израиля и Азербайджана.
И вот еще. Подготовка портовых баз для американского сжиженного газа идет полным ходом. Под эгидой проекта «Троеморья» Хорватия бросилась строить порт для приема судов, перевозящих сжиженный газ из США. Польша, у которой есть СПГ-терминал, планирует построить собственный газовый хаб на интерконнекторных соединениях. В общем, странам-участницам инициативы придется ускоренными темпами импортировать исключительно американский сжиженный газ, который, кстати, дороже российского!