Вот уже две недели политическая обстановка в закавказской Грузии нестабильна. Все началось после того, как в начале текущего месяца группировки ультраправых радикалов помешали провести в Тбилиси ЛГБТ-парад. Радикалы также набросились на журналистов и наносили им увечья. Для 37-летнего телеоператора Лекса Лашкарави столкновение с ними закончилось смертью. Уже задержаны 120 человек. Оппозиция требует отставки правительства.
Кому-нибудь точно стало плохо при взгляде на то, что творилось пятого июля в грузинской столице Тбилиси. Организаторы уже известного по всему миру мероприятия, гей-парада, столкнулись с жестким сопротивлением местных правых радикалов, которые напали как на геев и лесбиянок, так и на журналистов, которые освещали мероприятие. В итоге от его проведения пришлось отказаться.
Все это не случайность и, напротив, доказательство того, что грузинское общество по-прежнему борется с кризисом национальной и политической идентичности. Почти 80% населения хотело бы интеграции страны в ЕС и в принципе готово к требуемым реформам.
Но, с другой стороны, в нем еще масса пережитков, таких как, например, гомофобия, а для Европы это совершенно неприемлемо. Важен и тот факт, что значительная часть населения находится под влиянием местной православной церкви. Она против вступления страны в Евросоюз, и своим реакционным отношением, в частности, к гомосексуалистам мало чем отличается от Русской православной церкви.
Слишком сильное российское влияние
Опросы общественного мнения, к сожалению, регулярно подтверждают, что значительный процент грузин категорически против того, чтобы гомосексуальные политики становились, к примеру, депутатами. Апогеем стало заявление премьера Ираклия Гарибашвили, который сразу после ужасающего инцидента назвал его «невероятной трагедией», а чуть позже объявил, что гей-парады «для значительной части общества неприемлемы».
Грузию ждет еще длинный путь реформ, что, кстати, подтверждает и драма, которая развернулась на парламентских выборах в прошлом ноябре. Наблюдатели ОБСЕ критиковали, прежде всего, постоянное давление на избирателей, нарушение тайны избирательного процесса и покупку голосов. Оппозиция отказалась признавать результаты этих выборов.
Приведу еще несколько тревожных цифр. Честными выборы считает только четверть избирателей, а демократической свою родину видят чуть менее половины опрошенных. Президенту и парламенту полностью доверяют всего три процента.
Если добавить к сказанному недавно принятые сомнительные законы о СМИ, благодаря которым государство будет их больше контролировать, то ясно, что Грузия еще очень далека от общепринятых европейских политических стандартов, хотя очень нуждается в надежных объятиях интегрированной Европы. Российская заинтересованность во влиянии и возможностях вмешиваться в местные политические и экономические процессы остается слишком велика.