В условиях, когда многие страны мира до сих пор находятся в крайне тяжелом положении из-за недоступности вакцин от covid, вопрос о том, следует ли вакцинировать детей, может показаться проявлением излишества. 19 июля британские консультанты по вопросам вакцинации порекомендовали отложить вакцинацию большинства молодых людей в возрасте до 16 лет. Они сослались на то, что в этой возрастной группе уровень заболеваемости с тяжелым течением болезни очень низок. Но несколько стран, включая США и Израиль, в вопросе вакцинации молодых людей продвинулись вперед, и другие надеются последовать их примеру, когда получат достаточное количество доз.
Редакция журнала «Нэйче» анализирует, в каких случаях факты свидетельствуют в пользу вакцинации детей от COVID.
Нужно ли вакцинировать?
С первых дней пандемии родителей несколько успокаивает то, что у детей коронавирус SARS-CoV-2 гораздо реже вызывает серьезные заболевания, чем у взрослых.
Но некоторые дети все равно заболевают в тяжелой форме, и риск длительных последствий covid, комплекса тяжелых симптомов, которые могут сохраняться в течение нескольких месяцев даже после легкого приступа covid-19, по мнению многих педиатров, достаточно велик, чтобы настаивать на проведении вакцинации как можно скорее. «Во время пандемии я наблюдал за детьми в детской больнице, — говорит специалист по детским инфекционным заболеваниям Адам Ратнер (Adam Ratner) из Нью-Йоркского университета. — Мы видели, что заболевших детей не так много, как взрослых, но у многих детей болезнь протекала в довольно тяжелой форме».
Однако в Великобритании консультанты по вопросам вакцинации порекомендовали, чтобы в настоящее время вакцинировались только подростки, которые в клиническом аспекте относятся к группе риска или живут в семьях с взрослыми, относящимися к группе риска. Как заявил на пресс-конференции педиатр Адам Финн (Adam Finn) из Университета Бристоля, среди здоровых подростков и детей случаи заболеваемости в тяжелой форме, смерти и даже длительного течения болезни, вызванной covid, встречаются редко, и почти все взрослые из групп риска скоро пройдут полную вакцинацию двумя дозами.
Но в некоторых странах информации о том, как covid влияет на детей, пока мало. Например, в странах Африки к югу от Сахары в некоторых официальных данных о госпитализации и смертности из-за covid нет разбивки по возрасту. Поэтому педиатры не знают, сколько умерло детей и молодых людей, и как могут повлиять на исход болезни, вызванной covid, такие состояния, как недоедание, сопутствующий туберкулез или ВИЧ-инфекция. «Мы в полном неведении», — говорит Надя Сэм-Агуду (Nadia Sam-Agudu), педиатр Медицинской школы Мэрилендского университета в Балтиморе, которая работает в Нигерии.
Кроме того, некоторые педиатры обеспокоены тем, что произойдет с детьми, одновременно инфицированными коронавирусом SARS-CoV-2 и другими распространенными вирусами, такими как респираторно-синцитиальный вирус, который является одной из причин ОРВИ, но у маленьких детей иногда может вызывать более тяжелые заболевания органов дыхания. В некоторых регионах благодаря строгому карантину удавалось предотвратить возникновение этой проблемы, но, как говорит педиатр из Университетской больницы Гемелли в Риме Данило Буонсенсо (Danilo Buonsenso), по мере ослабления мер социального дистанцирования уже появились признаки того, что у детей заболеваемость, вызванная респираторно-синцитиальным вирусом, растет. «Мы пока не знаем, каков будет уровень заболеваемости сопутствующими инфекциями у детей, когда у нас будет массовое распространение обычных вирусов и covid», — говорит он.
Безопасно ли вакцинировать детей?
На молодых людях старше 12 лет были протестированы несколько вакцин, в том числе вакцины на основе мРНК производства компаний «Модерна» (Moderna) и «Пфайзер/БиоНТек» (Pfizer-BioNTech), а также две китайские вакцины производства компаний «Синовак» (Sinovac) и «Синофарм» (Sinopharm). И несколько стран, включая США, Израиль и Китай, в настоящее время предлагают вакцины этой возрастной группе. Ожидается, что в ближайшее время будут представлены результаты других исследований воздействия вакцин на молодых людей в возрасте старше 12 лет, в том числе индийские вакцины производства компаний «Зидус Кадила» (Zydus Cadila) и «Коваксин» (Covaxin).
После того, как Израиль и США начали вакцинировать молодежь, возникли предположения о возможной связи между вакциной «Пфайзер» и воспалением сердца — состояниями, называемыми миокардитом и перикардитом. Однако исследователям еще предстоит установить, что воспаление вызвала именно эта вакцина. Большинство из тех, у кого возникли эти осложнения, выздоровели. Педиатр Дэвид Пейс (David Pace) из Мальтийского университета в Мсиде говорит, что согласно имеющимся данным, риск возникновения этих состояний «очень невелик» — порядка 67 случаев на миллион вторых доз у подростков мужского пола в возрасте 12-17 лет и девять случаев на миллион у подростков женского пола в той же возрастной группе.
Как вакцинация детей и молодежи повлияет на пандемию?
На Мальте полностью вакцинировано 80% населения (один из самых высоких показателей вакцинации в мире), и в настоящее время проводится вакцинация подростков старше 12 лет. Там решение о вакцинации молодых людей было принято, помимо прочего, с учетом традиционных для страны тесных семейных связей, когда подростки часто контактируют со своими бабушками и дедушками, говорит Пейс. «В масштабах населения вакцинация подростков может привести к снижению передачи инфекции пожилым людям, входящим в группу риска», — говорит он. К тому же мальтийская молодежь часто выезжает за границу учиться и потенциально «завозит» из-за рубежа коронавирусные инфекции и новые штаммы, добавляет он.
Судя по имеющимся данным, дети и особенно подростки могут играть значительную роль в передаче коронавируса, говорит Кэтрин Беннетт (Catherine Bennett), эпидемиолог из Университета Дикина в Мельбурне, Австралия. И по мере появления новых штаммов коронавируса опасения по поводу передачи инфекции детьми и подростками растут. Возможно, более трансмиссивные штаммы позволят укрепить все то, что есть в иммунном ответе молодого человека, благодаря чему он более устойчив к инфекции, говорит Беннетт, поэтому вакцинация молодежи приобретает еще большее значение.
Надежд на формирование коллективного иммунитета с помощью вакцинации стало меньше, поэтому странам необходимо сделать все возможное, чтобы снизить уровень распространения инфекции, добавляет она: «Чтобы появился штамм, который получит глобальное распространение, нужна лишь одна недостаточно вакцинированная популяция».
Справедливо ли вакцинировать детей?
В Чили, еще одной стране с одним из самых высоких в мире показателей вакцинации от covid, также проводится вакцинация жителей в возрасте 12 лет и старше.
Но Мигель О'Райан (Miguel O'Ryan), бывший член двух консультативных комитетов при чилийском правительстве, который настаивал на проведении активных кампаний по вакцинации, теперь задается вопросом, не пора ли сбавить темпы. «Вероятно, странам не следует так стремительно продвигаться вперед в области вакцинации детей, — говорит О'Райан, специалист по детским инфекционным заболеваниям в Университете Чили в Сантьяго. — Другие страны, даже наши соседи, изо всех сил пытаются получить достаточное количество вакцин для своих граждан из групп повышенного риска».
О'Райан не единственный, кто обеспокоен использованием ценных вакцин для вакцинации детей в условиях, когда представители более уязвимых групп населения во всем мире по-прежнему находятся в сложной ситуации из-за нехватки вакцин. В мае глава Всемирной организации здравоохранения Тедрос Адханом Гебрейесус (Tedros Adhanom Ghebreyesus) заявил, что более богатые страны, которые вакцинируют детей, делают это в ущерб медицинским работникам и людям из групп повышенного риска в других странах. Но сторонники вакцинации детей и молодежи утверждают, что это не обязательно так. «Это своего рода ложная дилемма», — говорит Адам Ратнер. Надя Сэм-Агуду придерживается такого же мнения, указывая, что некоторые богатые страны закупили более чем достаточное количество доз, чтобы полностью вакцинировать свое население. «Доводы в пользу отправки вакцин за пределы страны не должны служить препятствием для вакцинации детей в странах с более высоким уровнем дохода», — говорит она.
К тому же есть другие шаги, которые можно было бы предпринять для улучшения ситуации с поставками вакцин в нуждающиеся страны, говорит Кэтрин Беннетт. Она отмечает, что можно было бы предпринять дополнительные меры для оптимизации целевого распределения пожертвований. Например, вместо того, чтобы распределять пожертвованные дозы вакцин по странам исключительно на основе численности их населения, их можно было бы распределять на основе других факторов, таких как необходимость поддержания уровня оказания медицинских услуг в условиях приближающегося сезона малярии или продолжающейся вспышки кори. «У нас, по всей видимости, пока еще нет серьезного оперативного эпидемиологического центра, необходимого, чтобы выделить проблему и определить лучший способ ее решения, — говорит она. — Есть целый ряд способов разобраться со сложившейся ситуацией».