Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Project Syndicate (США): серьезные размышления о выравнивании

© flickr.com / James StringerЗдание британского парламента, Лондон
Здание британского парламента, Лондон - ИноСМИ, 1920, 22.07.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Местная и региональная экономика Великобритании все больше отстает от экономики Лондона и юго-востока страны, и это неравенство общепризнано. Автор статьи критически относится к планам правительства Бориса Джонсона по их выравниванию, и доводы у него убедительные.

Лондон — Ранее в этом месяце премьер-министр Великобритании Борис Джонсон выступил в Ковентри с речью о том, что, похоже, стало его визитной карточкой: «выравнивание» местной и региональной экономики, которая все больше отстает от экономики Лондона и юго-востока Соединенного Королевства.

Ранее я был председателем независимой комиссии, которая заложила основу плана Northern Powerhouse премьер-министра Дэвида Кэмерона, и я по-прежнему сосредоточен на той же цели. Первая комиссия изучила разрозненную модель городского роста по всей Великобритании. После того, как мы опубликовали наши рекомендации, Кэмерон и тогдашний канцлер Джордж Осборн пригласили меня работать в качестве министра Northern Powerhouse при министерстве финансов; и после ухода из правительства в 2016 году я занимал пост заместителя председателя независимого партнерства Northern Powerhouse Partnership.

Более того, недавно я стал председателем Northern Gritstone, новой частной фирмы с «терпеливым капиталом», которая будет инвестировать в новообразующиеся стартапы университетов северной Англии, в первую очередь (но не только) университетов Лидса, Манчестера и Шеффилда. Хотя эти институты регулярно входят в число 200 лучших в мире, они расположены в регионах с низкой производительностью, которые страдают от нехватки быстроразвивающихся и высокодоходных предприятий. Это означает, что существуют широкие возможности для инвестиций.

В своей речи Джонсон сослался на готовящуюся к выходу «Белую книгу» о планах своего правительства по выравниванию. Если и когда этот документ появится, можно надеяться, что в нем будет содержаться четкое определение успеха и последовательная стратегия по его достижению. Как отметил в своем выступлении Джонсон, разрыв между наиболее и наименее благополучными районами Великобритании увеличивается. «Это поразительный факт, — заметил он, — что 31 год спустя после объединения Германии ВВП на душу населения северо-востока нашей страны — в Йоркшире, Восточном Мидлендсе, Уэльсе и Северной Ирландии — сейчас ниже, чем в бывшей Восточной Германии».

Хотя Джонсон может привести множество ярких примеров, чтобы проиллюстрировать шокирующее неравенство в Великобритании, его предложения по решению проблемы менее впечатляющи. Исходя из того, что мы видели, неудивительно, что так много комментаторов настроены скептически.

Очевидно, что никто не возражает против основной идеи «выравнивания» экономики Великобритании. Вопрос в том, как это будет сделано и как будет измеряться прогресс. Неужели правительство Джонсона сосредоточено только на ВВП на душу населения, с возможностью объявить победу, когда люди на северо-востоке будут зарабатывать в среднем столько же, сколько люди в Лондоне?

Этого не будет, поскольку, как отмечает Джонсон, большая часть Большого Лондона также резко отстала от более успешных районов столицы. Если выравнивание должно быть достигнуто без того, чтобы понизить уровень кого-либо, увеличение ВВП на душу населения в Большом Лондоне приведет к еще большему разрыву между Лондоном и северо-востоком.

Еще больше усложняет проблему уровня жизни. Существуют огромные различия в ценах на жилье, в зависимости от того, в каком регионе смотреть. Жители юго-востока — особенно таких мест, как Кембридж — могут платить за жилье так дорого, что их реальные располагаемые доходы ниже, чем у тех, кто зарабатывает меньше в других местах.

Вместо того, чтобы ориентироваться только на ВВП на душу населения, правительство могло бы сосредоточиться на ожидаемой средней продолжительности жизни. Некоторые из самых ярких анекдотов Джонсона подчеркивают шокирующие географические различия в продолжительности жизни людей. Однако непонятно, как именно эта государственная политика будет ориентироваться на этот показатель.

В любом случае, учитывая, что та же партия, которая контролировала предыдущие два правительства — включая то, что представило план Northern Powerhouse — все еще находится у власти, позвольте мне поделиться тем, что, по моему мнению, должно быть изложено в предстоящей «белой книге». Во-первых, правительство должно объяснить, каким образом оно будет измерять прогресс и успех. На мой взгляд, лучшим выбором, чем ВВП на душу населения, была бы региональная производительность, поскольку она сильно коррелирует с ВВП на душу населения и охватывает ряд других желаемых социальных целей.

Я бы также хотел, чтобы правительство Джонсона увязало свои цели с целями своих предшественников и предложило основу, на которой будущие правительства могут строить свою деятельность. В одном из самых первых выступлений Джонсона в качестве премьер-министра он объявил о плане создания Совета по развитию «Northern Powerhouse». Но эти амбиции, по-видимому, исчезли; поскольку словосочетание «northern powerhouse» ни разу не прозвучало в его последнем выступлении.

Точно так же, несмотря на то, что Джонсон и его министры ранее с энтузиазмом говорили о внедрении Northern Powerhouse Rail, этот проект также не упоминался, даже когда речь непосредственно шла об инфраструктуре и поездах. Это упущение, похоже, подтверждает слухи о том, что правительство отказывается от проекта NPR, так же, как и от совета по росту.

Джонсон также внезапно стал отдавать предпочтение маленьким городкам, а не большим городским районам. Это может быть политически целесообразным, но не обязательно поможет улучшить национальные показатели. Если целью является выравнивание экономики Великобритании, правительству необходимо будет довести производительность всех регионов до уровня Лондона. Здесь он мог бы проконсультироваться с рекомендациями Комиссии по развитию городов ЮАР на 2013-2014 годы, которая изучала городские районы с населением не менее 500 тысяч человек.

Последним ключевым фактором является образование. Джонсон перечислил множество провалов в этой области, и это именно та область, которую большинство экономистов поставили бы на первое место в стратегии достижения устойчивого роста производительности и социально-экономической справедливости. Но амбиции правительства, похоже, ограничиваются поддержкой академий (независимых школ, финансируемых государством) и трудоустройством лучших учителей. Для каждого, кто работает в секторе образования или полагается на него, очевидно, что для оказания помощи оставшимся без внимания областям необходимо сделать гораздо больше.

Будем надеяться, что в готовящейся Белой книге будут предложены надлежащие политические рамки с поставленными целями, за достижение которых правительство может нести ответственность. Чтобы поднять уровень экономики Великобритании, Джонсон должен сначала выровнять соотношение риторики и содержания.

Джим О'Нил — бывший председатель Goldman Sachs Asset Management и бывший министр финансов Великобритании. Председатель Chatham House и член Общеевропейской комиссии по здравоохранению и устойчивому развитию.