Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Forbes (США): кто заплатит за российский истребитель-невидимку Checkmate? Наверняка не сама Россия

© РИА Новости Евгений Биятов / Перейти в фотобанкПрезентация нового военного самолета Checkmate
Презентация нового военного самолета Checkmate - ИноСМИ, 1920, 23.07.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Без финансирования из-за рубежа построить Checkmate вряд ли удастся. Но конструкция истребителя может не приглянуться тем самым покупателям, без которых проект Москвы так и не станет жизнеспособным, считает автор. И это не только российская проблема. Американские производители нередко действуют столь же близоруко.

Не секрет, что свой новый истребитель Checkmate Ростех, материнская компания «Сухого», намеревается предложить на экспортный рынок. В рекламном ролике одномоторного реактивного самолета, который появился в сети в середине июля, актеры играют пилотов из Вьетнама, Индии, Аргентины и Объединенных Арабских Эмиратов.

При этом сам Checkmate, который Ростех официально представил на авиасалоне МАКС на подмосковном аэродроме Раменское во вторник, обладает всеми признаками высоко летающего перехватчика, чья основная роль — охота на американские истребители-невидимки F-22 и F-35.

Зачем России понадобился самолет вроде Checkmate, которому по силам сбивать лучшие американские истребители, очевидно. Куда менее очевидно, что того же хотят Вьетнам, Индия, Аргентина и Объединенные Арабские Эмираты.

И вот в чем загвоздка. Без финансирования из-за рубежа построить Checkmate вряд ли удастся. Но конструкция истребителя может не приглянуться тем самым покупателям, без которых проект Москвы так и не станет жизнеспособным. А это, в свою очередь, оставит без внимания единственного заказчика, которому истребитель вроде Checkmate действительно нужен — российские ВВС.

Именно поэтому авиационный эксперт и автор книг Том Купер (Tom Cooper) и назвал Checkmate «котом в мешке». «Вопрос в том, — сказал он, — кто купит этого кота в мешке?»

Checkmate имеет безотводный воздухозаборник, V-образное хвостовое оперение и внутренние отсеки для оружия — все это обеспечит ему небольшую радиолокационную сигнатуру. В то же время его крыло выглядит огромным. Это означает, что свой истребитель «Сухой» разрабатывал для полетов и боев на больших высотах — от 12 километров и выше.

По сочетанию этих качеств — скрытности и высокого потолка — можно заключить, что главными целями Checkmate станут столь же малозаметные и высоколетящие F-22 и F-35 американских вооруженных сил. Это логично, учитывая «догматическую одержимость России противодействием любым замыслам США», считает Купер.

Вообще российские ВВС предпочитают двухмоторные истребители с большой дальностью полета из-за огромного воздушного пространства, которое приходится патрулировать, особенно на востоке страны. Не зря в российской авиации столь популярны истребители семейства Су-27.

Checkmate же невелик. И у него один двигатель. А небольшой внутренний объем подразумевает небольшой боевой радиус. Возможно, всего несколько сот километров.

И тем не менее характеристики нового самолета должны вызывать симпатию у российских генералов, у которых слюнки текут от одной мысли о подбитых F-35. Как приятный бонус, Checkmate может оказаться дешевле другого российского истребителя-невидимки — двухмоторного Су-57.

Москва заказала 78 Су-57, но производство оказалось затруднительным — вероятно, из-за высокой стоимости и сложности. Спустя одиннадцать лет после первого полета Су-57 на дежурстве стоят лишь считанные единицы.

Едва ли России по карману проект Су-57, который может потянуть на десятки миллиардов долларов. «Checkmate столкнется с теми же трудностями, что и Су-57, — сказал Купер. — У правительства России нет денег, чтобы завершить его разработку и запустить серийное производство».

Но не совсем ясно, почему «Сухой» и Ростех так рассчитывают на конкретные иностранные правительства для финансирования Checkmate. Вьетнамские, индийские, аргентинские и эмиратские военно-воздушные силы не так одержимы уничтожением F-35, как российские. Минимум двое из них даже пытаются обзавестись собственными F-35.

«Они навязывают заказчику свои решения, — сказал Купер о россиянах. — Бери или уходи».

И это не только российская проблема. Американские производители нередко действуют столь же близоруко, разрабатывая оружие, которое хочет Пентагон, но иностранным покупателям оно слишком наворочено либо дорого. Недаром боевые корабли с американских верфей сходят почти исключительно для ВМС США.

Тут стоит отметить трудности американских верфей из-за отсутствия сильного экспорта. У Ростеха и «Сухого» они тоже могут возникнуть. Они собрали впечатляющий новый истребитель-невидимку — по крайней мере, его планер. Но двигатели и авионика — самые сложные части.

И кто же выложит миллиарды долларов, чтобы довести самолет до ума?