Кабул, Афганистан — Сохейл Пардис (Sohail Pardis) отправился из афганской столицы Кабула в близлежащую провинцию Хост, чтобы забрать сестру на празднование окончания Рамадана.
Предполагалось, что это будет счастливый семейный праздник, который отметят все родственники. Но 12 мая во время пятичасовой поездки 32-летнему Пардису пришлось пересечь участок пустыни, где его машину остановили возле блок-поста боевики из движения «Талибан»*.
За несколько дней до этого Пардис признался своему другу, что талибы грозят его убить, узнав о том, что он во время длящегося уже 20 лет конфликта 16 месяцев работал переводчиком на американских военных.
«Они называли его американским шпионом, соглядатаем американцев, неверным. Они обещали убить и его, и всю его семью», — рассказал Си-Эн-Эн друг и коллега Пардиса Абдулхак Айюби (Abdulhaq Ayoubi).
Приблизившись к блок-посту, Пардис нажал на педаль газа, чтобы поскорее проскочить его. Больше его живым не видели.
Ставшие очевидцами этого происшествия деревенские жители рассказали сотрудникам Красного Полумесяца, что талибы открыли огонь по его машине, чтобы Пардис остановился. Потом они вытащили его из автомобиля и обезглавили.
Пардис был одним из нескольких тысяч афганских переводчиков, работавших на американских военных. Сейчас эти люди подвергаются преследованиям со стороны талибов, которые берут под свой контроль все новые участки афганской территории.
В опубликованном в июне заявлении «Талибан» отметил, что не станет причинять вред тем, кто работал с иностранными военными. Официальный представитель движения рассказал Си-Эн-Эн, что они пытаются проверить подробности данного инцидента, и добавил, что некоторые случаи представляются в ложном свете.
Но те люди, которые дали интервью Си-Эн-Эн, заявили, что их жизнь сегодня в опасности, так как талибы начинают кампанию возмездия после ухода американцев из Афганистана. На пике военных действий в этой стране в составе натовской группировки находилось около 100 000 американских военнослужащих.
«Мы не можем здесь свободно дышать. Талибы нас не пощадят», — сказал Айюби.
Около 18 000 работавших с американскими военным афганцев подали заявления по программе специальных виз для иммигрантов, которая дает им возможность переехать в Соединенные Штаты.
14 июля Белый дом объявил о начале операции под названием «Убежище для союзников». Она предусматривает переселение в безопасное место тысяч афганских переводчиков, которые работали на США, и поэтому сейчас подвергаются большой опасности. На одном из брифингов пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки рассказала, что эвакуация подавших заявления на специальные визы начнется в последнюю неделю июля.
Ранее администрация Байдена заявляла, что ведет переговоры с рядом стран о предоставлении убежища переводчикам на то время, пока США осуществляют длительную процедуру оформления виз. (Просачивалась информация, что речь идет о перевозе этих бывших американских агентов в Узбекистан и Таджикистан — прим. ред.). Это явный признак того, что государство хорошо понимает, какую угрозу для этих людей представляют талибы.
Официальный представитель Пентагона Джон Керби (John Kirby) в среду заявил, что Министерство обороны «рассматривает разные варианты», решая, куда могут поехать афганцы со своими семьями.
«Мы изучаем возможности для их переселения в другие страны, в том числе, на наши ведомственные объекты, которые смогут обеспечить запланированное перемещение, временное размещение и необходимую инфраструктуру для проживания», — сказал он.
У Пардиса осталась 9-летняя дочь, будущее которой совершенно неопределенно. Сейчас о ней заботится брат погибшего Наджибулла Сахак (Najibulla Sahak), рассказавший Си-Эн-Эн, что ради безопасности им пришлось покинуть свой дом в Кабуле, так как они боятся стать следующими.
Беседуя с корреспондентом у могилы своего брата, находящейся на склоне горы посреди камней и сорняков, Сахак сказал, что они находятся в опасности. «Я сильно тревожусь за безопасность своей семьи. В этой стране работы мало, а обстановка очень небезопасная», — рассказал он.
Переводчики и прочие давшие интервью афганцы согласились на упоминание их имен, так как считают, что талибы уже все про них знают и активно на них охотятся. Они полагают, что международное внимание является для них последней и единственной надеждой избежать гибели.
Оставшиеся боятся мести
Проработав 16 месяцев на США, Пардис в 2012 году был уволен, так как не смог пройти рутинную проверку на полиграфе, или детекторе лжи. Он искал возможность уехать из Афганистана, но из-за не пройденной проверки лишился права на специальную иммигрантскую визу, рассказал его друг Айюби.
Те переводчики, с которыми беседовали журналисты Си-Эн-Эн, рассказали, что проверки на полиграфе обычно используются для выдачи пропусков на американские базы в Афганистане. А еще их используют в рамках проверки при рассмотрении заявлений на получение виз. Пардису так никто и не сказал, почем он не прошел проверку на детекторе лжи.
По словам переводчиков, такие проверки проводила подрядная организация. Они выражали несогласие с некоторыми задаваемыми вопросами, считая их неправомерными.
Си-Эн-Эн связалась с Министерством обороны, которое переадресовало вопросы об использовании полиграфа и о выдаче виз Госдепартаменту.
Есть сотни афганских переводчиков, чьи контракты были несправедливо, как они считают, аннулированы. Американские власти заявляют, что не станут пересматривать эти дела. Но беседовавшие с журналистами Си-Эн-Эн переводчики боятся, что если они останутся в Афганистане, их ждет участь Пардиса.
Одного из них зовут Абдул Рашид Ширзад (Abdul Rashid Shirzad). Он пять лет проработал лингвистом с элитой американской армии, переводя для спецназа США.
Он показал Си-Эн-Эн фотографии, снятые во время боевых заданий в районе Каджран в провинции Урузган, где он работал вместе с американскими морскими котиками из команды 10. По словам Ширзада, теперь его работа равноценна смертному приговору. Американское правительство отказало ему в предоставлении специальной иммигрантской визы, и сейчас ему наверняка начнут угрожать талибы.
«Если они поймают меня, то обязательно убьют. Убьют меня, моих детей и жену. Знаете, они считают, что для них настало время мести», — сказал он.
По словам этого отца троих детей, его контракт с американскими военными был аннулирован в 2014 году, потому что он тоже не прошел тест на полиграфе. За год до этого Ширзад подал заявление на визу.
Ширзад получил рекомендательные письма от командиров спецназа, которые удалось прочитать журналистам Си-Эн-Эн. Там говорится, что этот человек не ограничивался рамками своих служебных обязанностей. Американцы называют его «ценным и необходимым сотрудником», который «не страшился вражеского огня» и «несомненно спасал жизни как американцам, так и афганцам».
По словам Ширзада, он с удовольствием работал с американцами, став ведущим работником, обеспечивающим связь между американскими и афганскими спецназовцами. В одной рекомендации на получение визы командир американского подразделения сообщает, что Ширзад принимал участие в выполнении «63 боевых задач, подвергаясь серьезной опасности», и что его присутствие было «исключительно важно» для достижения успеха. В рекомендательном письме сообщается, как он помогал выносить с поля боя одного военнослужащего, который в результате взрыва получил опасные для жизни ранения.
По словам Ширзада, он понятия не имеет, что сделал не так, и почему был аннулирован его контракт. Никто ему ничего не объяснил. В письме из американского посольства говорится, что ему отказано в визе по причине «отсутствия верной и ценной службы».
«Если бы у нас в Афганистане был мир, если бы я не работал на американских военных, и если бы талибы на меня не охотились, я бы ни за что не стал пытаться уехать из страны», — сказал он.
Ширзад не может вернуться в свою родную провинцию и каждый месяц вместе с семьей меняет место жительства.
Прижимая к себе самого младшего ребенка, его жена сказала, что они живут в страхе перед талибами, боясь быть пойманными. «Мы очень напуганы. Будущее моего мужа и моих детей в опасности, — объяснила она. — Мой муж работал на них, подвергал свою жизнь опасности, и сейчас я хочу, чтобы американцы спасли моего мужа».
Переводчики чувствуют, что Америка их бросила
Представитель американского посольства в Кабуле сказал, что они «активно рассматривают все возможные варианты, дабы помочь тем, кто помогал нам». «Мы давно уже говорим, что полны решимости поддержать тех, кто помогал американским военным и прочим государственным служащим выполнять свои обязанности, часто рискуя собственной жизнью и подвергая опасности жизни своих семей», — заявил этот представитель. «Хочу ясно сказать, что наше посольство в Кабуле продолжит работу и после вывода американских войск. Работа по оформлению специальных иммигрантских виз будет продолжена, в том числе, для тех, кто остается в Афганистане. Мы будет и дальше активизировать свою работу по рассмотрению заявлений, работая в максимально возможном объеме».
Процесс проверки при оформлении виз очень сложный и длительный. Каждого кандидата проверяют на предмет того, не опасен ли он для национальной безопасности США. Об этом говорится в квартальном отчете по программе специальных виз для иммигрантов. Существует множество причин, по которым заявителям отказывают в предоставлении виз. Среди них — характер их работы, а также короткое время работы на американцев.
По словам представителя американского посольства, согласно американскому законодательству, визовые документы имеют гриф секретности, и поэтому он не может обсуждать детали конкретных случаев отказа в визах. Все заявления рассматриваются в индивидуальном порядке, сказал он.
8 июля президент Джо Байден пообещал эвакуировать работавших в Афганистане с американскими военными афганских переводчиков и членов их семей.
«Наше послание этим женщинам и мужчинам предельно ясно. Для вас в США найдется дом, если вы решите переехать. Мы будем с вами точно так же, как вы были с нами», — заявил он.
Но афганцы, которым отказано в предоставлении визы, считают, что Америка их бросила.
Друг и коллега Пардиса Айюби сказал, что он тоже не прошел проверку на полиграфе, и его контракт был аннулирован, хотя он получил медаль за спасение жизни подорвавшегося на мине американского сержанта. Как и Ширзад, Айюби считает, что его уволили несправедливо и что теперь у него нет никаких шансов перевезти семью в безопасное место.
«Я думал, у нас будет прекрасный Афганистан. Мы никогда не думали, что ситуация сложится таким образом, — сказал он. — Мы почтительно просим президента Байдена спасти нас. Мы помогали вам, и теперь вы должны помочь нам».
__________
* — террористическая организация, запрещена в России.