США и Германия обоюдно решили не препятствовать окончанию строительства «Северного потока — 2». Издание «Главред» пишет о том, что ждет Украину, когда газопровод будет достроен.
Что произошло
Согласно опубликованному документу соглашения, обе страны обязуются нести ответственность за агрессию России против Украины. Кроме того, Германия пообещала активизировать свои усилия в нормандском формате, чтобы обеспечить реализацию Минских соглашений.
Также США и Германия обязуются работать сообща для реагирования на российскую агрессию и деструктивную деятельность РФ, в том числе на российские попытки использовать энергию как оружие.
«Если Россия попытается использовать энергию как оружие или совершить дальнейшие агрессивные действия против Украины, Германия будет действовать на национальном уровне и призывать Европейский Союз к эффективным мерам, включая санкции, которые будут ограничивать возможности России по экспорту в Европу в энергетическом секторе, в том числе в том, что касается газа, а также будет применять эффективные меры в других экономически важных сферах», — говорится в документе.
В частности, Германия (в большей степени) и США будут поощрять и поддерживать инвестиции в Зеленый фонд для Украины минимум на 1 млрд. долларов США — сначала Германия добавит в фонд не менее 175 миллионов долларов в качестве гранта и будет работать над увеличением своих взносов в ближайшие годы, продолжая содействовать двусторонним энергетическим проектам с Украиной в сферах возобновляемых источников энергии и энергоэффективности, а также поддержки постепенного отказа от угля. Также Германия планирует назначить спецпредставителя для продвижения двусторонних энергетических проектов с Украиной и выделить ему еще 70 миллионов долларов.
Отдельно в документе оговаривается и возможность продолжения транзита российского газа по украинской ГТС после 2024 года. Переговоры по этому вопросу должны начаться как можно скорее, но не позднее 1 сентября.
Реакция
Стоит отметить, что публикация этого соглашения вызвала достаточно критики как за рубежом, так и внутри Украины.
В частности, министры иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба и министр иностранных дел Польши Збигнев Рау считают недостаточными предложения США и Германии для минимизации угроз от Северного потока-2.
«К сожалению, актуальные предложения по заполнению дефицита безопасности, который образуется, не могут считаться достаточными для эффективной минимизации угроз, которые создает „Северный поток — 2". Мы призываем Соединенные Штаты Америки и Германию адекватно отнестись к кризису безопасности в нашем регионе, единственным выгодоприобретателем которого является Россия», — говорится в совместном заявлении министров.
Раскритиковал решение Меркель и Байдена также и глава Нафтогаза Юрий Витренко
«Я не понимаю, как Германия может гарантировать транзит газа по территории Украины, если она его не добывает, не подает газ с территории России. Теоретически это могла бы гарантировать Россия, но возникает вопрос — какова цена этих гарантий, потому что Украина уже располагала Будапештским меморандумом, на который она рассчитывала как на гарантию безопасности. Будапештский меморандум номер 2 для нас не является чем-то привлекательным», — сказал он.
Спустя почти два дня после публикации решения Германии и США, отреагировали и в Офисе президента. Правда, не лично президент, а его новоиспеченный пресс-секретарь Сергей Никифоров.
«Для нас это не конец рассказа, а только завязка. Нам нужно и дальше работать с нашими партнерами на всех уровнях: политическом, дипломатическом, информационном, а главное — юридическом, чтобы договориться о таких гарантиях, которые отбили бы у России желание использовать „Северный поток" как оружие», — сказал он в комментарии СМИ.
В свою очередь, в России соглашение ожидаемо одобрили.
«Президент России отметил последовательную приверженность германской стороны реализации данного проекта, носящего исключительно коммерческий характер и направленного на укрепление энергобезопасности Германии и Евросоюза», — говорится в сообщении на сайте Кремля по итогам телефонного разговора Путина и Меркель.
Плакать уже поздно
Директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины, эксперт по вопросам энергетики Валентин Землянский отмечает, что, несмотря на оптимизм украинских властей, вариантов для заморозки проекта уже не осталось.
«СП-2 в любом случае будет достроен — для Германии это ключевой проект, который делает ее по сути крупнейшим газовым хабом Европы. Потому естественно, его будут продвигать, независимо от того, сколько денег в него заложено. Любые регуляторные ограничения будут вторичны, так как это уже было с ограничениями по OPAL (сухопутного продолжения СП-1). Потому вопрос достройки, в случае санкций США, перейдет больше в юридическую плоскость», — сказал Землянский.
По мнению экспертов, завершение стройки не принесет Украине никаких дивидендов. Поскольку Вашингтон, независимо от исхода переговоров, найдет способ договориться как с Берлином, так и с Москвой, после чего Украина рискует вовсе остаться у разбитого корыта. Во многом — из-за нерешенного конфликта с РФ.
«В любом случае будет найден политический компромисс. Но для нас, как для жителей Украины, это открывает нерадужные перспективы, так как Украина выпадает из логики европейского газового рынка. В том случае, если удастся политически урегулировать политические отношения между Киевом и Москвой, то Украина после достройки СП-2 может рассчитывать на статус восточноевропейского газового хаба. В противном случае объемы газа, которые будут заходить к нам, будут минимальны, так как европейцам будет экономически невыгодно выполнять транзит газа через Украину, потому что газ по нашей территории, с учетом транспортировки, будет обходиться Европе дороже, чем при его поставке по СП-2», — говорит Землянский. Он же отмечает, что при таком раскладе Украина может потерять по меньшей мере половину от объемов прибыли ГТС Украины, которые в 2020 году составили более 45 миллиардов гривен (около 1,7 миллиарда долларов).
Президент Центра глобалистики «Стратегия ХХІ», эксперт по вопросам энергетики Михаил Гончар соглашается, что Украина, в случае окончания строительства потеряет нынешние объемы газа. Причем случиться это может под надуманным предлогом и по инициативе РФ.
«Окончание строительства будет означать прекращение транзита через территорию Украины. Под тем или иным предлогом и несмотря на подписанный с Газпромом контракт о транспортировке газа на европейский рынок. Не нужно питать иллюзий — Газпром прекратит этот транзит, вплоть до момента, когда на территории России произойдет какой-нибудь технический инцидент на газопроводе. После чего может быть принято решение о его выводе из эксплуатации. Тем более, что схема уже обкатана — в 2006 году это уже делали с Литвой за „неправильную приватизацию" НПЗ в пользу польской компании и в 2009 — с Туркменистаном, откуда РФ стал невыгоден транзит газа», — отметил Гончар. (С Литвой имеется в виду имевшая место еще в 2000-х ситуация, когда литовское правительство, вопреки правилам тендера, передало нефтеперерабатывающий завод не российскому "Лукойлу", предложившему самую выгодную цену, а польской компании PKN Orlen — прим. ред.).
Поэтому, как уточняет эксперт по вопросам международной политики и Ближнего Востока Украинского института будущего Илия Куса, Украине теперь необходимо адаптироваться к новым реалиям.
«Северный поток — 2» — это лишь один и на самом деле не самый большой вопрос, который сейчас решается в связи с трансформацией внешней политики США и Европы. Есть куда более важные и чрезвычайные вопросы, касающиеся Донбасса, Крыма, антироссийских санкций и региональной безопасности, которые тоже в ближайшее время будут пытаться сдвинуть с места.
К примеру, вместо того, чтобы плакать из-за «Северного потока — 2», уже сейчас стоит подумать, как использовать гарантированные нам инвестиции Запада и его поддержку для развития энергетической инфраструктуры и её перестройки под новые проекты, такие как Стратегия ЕС по водороду. Работу надо начинать уже сегодня, чтобы не получилось, как с СП-2″, — считает Куса.