Заявление России, что ее системы ПВО предотвратили израильское нападение, и что она критически обсудила поведение Израиля с Вашингтоном, в минувшие выходные удивили израильское оборонное ведомство.
Как минимум некоторые российские заявления кажутся не соответствующими действительности. Но сам факт того, что Москва все же решила их сделать, отражает ее недовольство Израилем — после длительного периода затишья в двусторонних отношениях.
На прошлой неделе Израиль, как сообщается, нанес три авиаудара в центральной и северной части Сирии — причем все три относительно близко к местам военного присутствия России. Арабские СМИ сообщили, что был убит член Корпуса стражей Исламской Революции (КСИР) и, возможно, боец «Хезболлы».
В субботу один российский генерал заявил, что российские войска помогают Сирии отражать атаки Израиля, и что российские системы ПВО в четверг вечером сбили ракеты, выпущенные с израильских самолетов по цели недалеко от Хомса. Газета Asharq Al-Awsat сообщила, что Москва выразила Вашингтону озабоченность увеличением числа израильских атак и что Вашингтон также обеспокоен.
Установить истинную последовательность событий по-прежнему тяжело. В соответствии с политикой двусмысленности, которую Израиль придерживается насчет большинства своих атак в Сирии, достоверность российских заявлений оборонный истеблишмент прямо не прокомментировал.
Тем не менее, Израиль ничего не знает ни о российско-американском диалоге по этому вопросу, ни о каком-либо дискомфорте США в связи с последними атаками. Официальное заявление России, судя по всему, призвано подчеркнуть две вещи: озабоченность Москвы атаками в районах Сирии, представляющих для нее непосредственный интерес, и ее намерение помочь сирийскому режиму в обороне.
Израиль пережил серьезный кризис в отношениях с Россией в сентябре 2018 года, когда сирийская зенитная система сбила российский самолет с 15 российскими военными на борту, отвечая на израильский удар недалеко от Латакии. (Автор неточен: израильские самолеты, нанесшие удар по сирийской территории, уходя с места преступления, нарочно подставили пролетавший мимо российский военно-транспортный самолет с большим количеством людей на борту — прим. ред.). Москва обвинила Иерусалим в произошедшей трагедии и долгое время критиковала его поведение в Сирии.
В конце концов, с большим трудом отношения удалось наладить. Но последние заявления говорят о том, что Россия снова недовольна ситуацией в Сирии.
Лидер оппозиции Биньямин Нетаньяху моментально воспользовался представившейся возможностью. В попытках России «ограничить свободу действий ЦАХАЛа в сирийском воздушном пространстве» его партия «Ликуд» обвинила правительство Нафтали Беннета и Яира Лапида.
«Мы сохраняли свободу действий в Сирии благодаря тесным отношениям Нетаньяху с президентом России Владимиром Путиным», — говорится в заявлении. «Если эти заявления верны, то это неудачное правительство потеряло еще один жизненно важный стратегический актив, которым Израиль обладал при правительстве Нетаньяху».
Невозможно ожидать, что Нетаньяху будет действовать ответственно или проявит солидарность с преемником в щекотливых вопросах безопасности. Было предсказуемо, что он не упустит ни единой возможности, лишь бы поставить новое правительство в неловкое положение.
Но на самом деле лишь время покажет, насколько российское недовольство ограничит действия Израиля в Сирии. Если сейчас в атаках наступит затяжное затишье, это может быть связано с недавними заявлениями России.
Загадочные ракеты из Ливана
Израиль до сих пор так и не выяснил наверняка, кто запускал на прошлой неделе из Ливана по западной Галилее ракеты, которые в западной прессе называют katyushas, подчеркивая аналогию с советским оружием времен второй мировой. Одна ракета была перехвачена противоракетной системой «Железный купол», а другая приземлилась в Средиземном море.
Подозрение пало на палестинские организации на юге Ливана. Но примечательно, на сей раз неясно, причастна ли к делу «Хезболла» вообще. Ранее Израиль утверждал, что все происходящее на юге Ливана — включая любые действия против Израиля — требуют предварительного одобрения «Хезболлы».
Однако, насколько известно Израилю, этот запуск — четвертый в своем роде начиная с мая, когда во время войны между Газой и Израилем ракеты из Ливана были выпущены трижды — «Хезболла» не одобряла. Возможно, это отражает царящую в Ливане анархию, когда правительство по сути прекратило работу в условиях обострения экономического кризиса.
В краткосрочной перспективе армия не видит явных признаков дальнейшей эскалации против Израиля. Сейчас у «Хезболлы» иные приоритеты: она сосредоточилась на защите своих интересов и удовлетворении самых элементарных потребностей своего народа. Но есть опасения, что эта нестабильность может привести к неожиданным событиям, которые, в свою очередь, скажутся на событиях вдоль границы.
Более того, есть риск, что внутренние беспорядки в Ливане пойдут «Хезболле» на пользу — во-первых, потому, что она получит поставки нефти и продовольствия из Ирана для шиитского населения страны, во-вторых, потому что она воспользуется анархией для бесконтрольного пополнения и обновления своего арсенала.
Таким образом, Израиль видит во внутренней ситуации в Ливане возможный источник будущих проблем, но не обязательно прямой.