Cвои первые 100 долларов я заработал в 1993 году, продавая путеводитель по Украине. Это было одно из первых изданий, ориентированных на путешествия по стране. Путеводитель рекламировал иностранцам новое государство на карте мира. Моими потенциальными клиентами являлись посольства, которые открылись или открывались тогда в Киеве. Предисловие вкратце рассказывало историю Украины, обозначало особенности регионов, их туристическую привлекательность, но предупреждало: дамы и господа, привычного сервиса вы здесь не найдете. Как и хороших дорог. Путеводитель затачивал людей на что‑то вроде экстремального туризма.
Год назад пандемия закрыла границы и не оставила любителям путешествий выбора. Либо сиди дома, либо мандруй Україною.
Именно такой слоган стал часто использовать действующий министр культуры Александр Ткаченко. Более того, он активно принялся вдохновлять сограждан личным примером. Свои деловые поездки министр регулярно иллюстрировал фотографиями уголков нашей страны, имеющих туристический потенциал. А как добраться? Ну так дороги же строим, целое Велике будівництво развернули. И вообще, мы мало знаем сами себя, дорогие сограждане.
До министра культуры, да и в целом — задолго до войны, некоторые известные украинцы периодически отправлялись в одиночное плавание по Украине. Например, писатель Андрей Курков садился за руль и путешествовал, делая путевые заметки. Из популярного, характерного для всех регионов: дорог нет, сервис сомнительный, бытовые условия оставляют желать лучшего, зато люди у нас прекрасные. Создавалось впечатление, что с момента издания того самого первого путеводителя ситуация с внутренним туризмом не изменилась.
Это не значит, что украинцев не интересует собственная страна. Сограждане чаще видят ее на красивых фотографиях, восхищаются, искренне хотят рвануть на пару-тройку дней, глянуть, потрогать, оценить, сделать свои снимки на классном фоне. Но, если вы не министр и если ваше путешествие по стране — не работа, а отдых для получения эмоций, вы потратите не только время и нервы, но и деньги. Которые при подведении итогов выльются в сумму, равную семидневному отдыху в Турции, Египте, Албании или Болгарии. Причем — внимание! — по программе all inclusive. Не всегда, но можно при желании купить и такой тур.
Борьба за деньги туриста внутри Украины только начинается
До прошлого года как‑то не принято было говорить о цене внутреннего туризма. Хотя бы потому, что он сжался до побережья Азовского и Черного морей, да и то — наиболее популярных, а значит, попсовых.
Охотники за эмоциями, которые простираются дальше квадратного метра пляжа, вовсю использовали возможности безвиза. Не ошибусь, если скажу: путешествовать по маршрутам внутри Украины люди начали скорее от отчаяния и отсутствия привычной альтернативы. Иллюстрированными впечатлениями делились и до сих пор делятся в соцсетях, и при желании на основе постов можно составить новый путеводитель. У нас красивая страна, соглашаются украинцы. И вздыхают: но дорогая и неудобная.
Все сказанное испытано на себе. Мы ездили по Бессарабии, но описанное дальше — проекция всей Украины, куда бы вы ни отправились. Билет на поезд не входит в стоимость тура. При этом цена в одну сторону скоро сравняется с авиаперелетом. И множьте на четыре, в оба конца. Вагон без кондиционера или же с условным его заменителем. Опускаем состояние мест общего пользования. По прибытии загружаешься в любезно предоставленный организатором автобус. Но ни старания организатора, ни мастерство водителя, ни даже работающий кондиционер ничего не смогут сделать с качеством дорожного покрытия и пробками на отдельных участках трасс.
Украинские отели в маленьких городах вполне конкурентны, цена соответствует качеству. Но чтобы прилично поесть за приемлемый чек, нужно очень постараться и долго искать места. Приготовьтесь, что в поселковом ресторанчике с семьи возьмут минимум тысячу гривен. Без вина и чаевых. Отношение людей и реальные красоты Украины компенсируют все это, но только отчасти. Опция «неудобно и дорого» побеждает опцию «красиво и душевно».
То, на что мы сетуем в соцсетях и от чего отказываемся в пользу заграницы, можем и должны исправить мы сами. Для этого достаточно планировать хотя бы один раз в год один трехдневный тур по своей стране. Это создает спрос. Спрос — это рынок. Рынок — это развитие в конкурентной борьбе. Борьба за деньги туриста внутри Украины только начинается.