Лесли Лайонс (Leslie Lyons) — ветеринар и специалист по генетике кошек. Она также является хозяйкой кошки и в целом рьяным сторонником кошек — именно она дразнит своих коллег, изучающих генетику собак, с помощью всем известной присказки «Cats rule, dogs drool» («кошки рулят, собаки пускают слюни»).
Тем не менее, когда речь заходит о выделении средств на исследования генетики заболеваний кошек и собак, эта присказка не работает. Отчасти это объясняется тем, что некоторые породы собак представляют собой богатый материал для изучения генетических заболеваний, — отсюда и предвзятость в пользу собак. Но доктор Лайонс, профессор Университета Миссури, утверждает, что есть масса причин, по которым кошки и их болезни являются бесценными моделями для изучения человеческих заболеваний. Она выступила в поддержку изучения генетики кошек в своей статье, опубликованной на этой неделе в журнале Trends in Genetics.
«Люди либо любят их, либо ненавидят, и научное сообщество зачастую недооценивает кошек», — пишет доктор Лайонс. Но, по ее словам, в некотором смысле организация генома кошек очень похожа на геном человека, и изучение генома кошек может помочь в понимании огромного количества участков ДНК млекопитающих, которые пока плохо изучены.
Доктор Лайонс указала на то, что некоторые успехи ветеринарии принесли значимую пользу и людям. Она отметила, что Ремдесивир, который сейчас широко используется для борьбы с covid, был впервые успешно применен против одного кошачьего заболевания, вызываемого другим коронавирусом.
Доктор Лайонс — директор программы 99 Lives Cat Genome Sequencing Initiative (Инициатива по секвенированию генома кошек), и в рамках этого своего проекта она вместе с группой коллег, включая Уэса Уоррена (Wes Warren) из Университета Миссури и Уильяма Мерфи (William Murphy) из Техасского университета A&M, представила самое подробное описание кошачьего генома к настоящему моменту.
На прошлой неделе я побеседовал с доктором Лайонс, доктором Уорреном и доктором Мерфи, которые называют себя Team Feline («команда кошачьих»). Доктор Лайонс приехала в Техас, и вместе со своими коллегами она рассказала, почему геномы кошек имеют такое большое значение для медицинской науки.
Я пишу о животных, и я признался в беседе с членами Team Feline, что, как мне кажется, о собаках я пишу заметно чаще, чем о кошках. Соперничество кошек и собак в геномной науке — это по большей части добродушное соперничество, но, чтобы оценить, во что я ввязываюсь, я сначала спросил ученых о том, как они относятся к кошкам и собаками вне науки.
Наш разговор был отредактирован.
Сначала мы выяснили их личные предпочтения.
Доктор Уильям Мерфи: У меня дома живут и кошки, и собаки, но лично я предпочитаю кошек.
Доктор Уэс Уоррен: У меня дома живет пес. К сожалению, у меня аллергия на кошек.
Доктор Лесли Лайонс: У него очень дорогая собака, у которой постоянно возникают какие-то проблемы.
Что заставило вас написать статью в поддержку изучения генома кошек?
Лайонс: На протяжении своей карьеры я пыталась убедить людей в том, что наши питомцы болеют теми же болезнями, что и мы, поэтому они могут обеспечить нас важной информацией, если мы сумеем понять, почему они справляются с ними немного лучше и как организованы их геномы.
У вас есть подробные геномы нескольких видов кошачьих помимо домашних кошек?
Лайонс: У нас уже есть геномы львов и тигров, азиатского оцелота, кошки Жоффруа и еще полдюжины видов с очень и очень хорошими геномами, которые даже лучше, чем геномы собак на текущий момент времени.
Мерфи: Намного лучше. На самом деле они более высокого качества, нежели до недавнего времени был референсный геном человека. Цель заключается в том, чтобы собрать полную энциклопедию кошачьего ДНК, чтобы мы могли в полной мере понять генетическую базу всех характерных черт кошек.
Лайонс: К примеру, тот ген, вызывающий аллергию, на который в конечном счете реагирует Уэс. Сейчас мы полностью изучили этот ген. Возможно, мы даже могли бы удалить его из генома кошки, чтобы сделать кошек более гипоаллергенными — или по крайней мере понять, что именно вызывает реакцию иммунной системы на него.
Почему болезни кошек могут служить хорошей моделью для изучения человеческих болезней?
Лайонс: Мы обнаруживаем, что у разных видов проблемы со здоровьем тоже разные. Нам следует выбирать правильные виды кошачьих.
Уоррен: Мы знаем, что собаки болеют раком чаще, как и люди. У кошек рак бывает не очень часто. И это потрясающая история эволюции. Итак, есть ли в геноме кошки какие-то сигналы или ключи, которые позволят нам понять, почему кошки болеют определенными видами рака, и выяснить разницу между собаками, кошками и людьми.
Что вы скажете о кошках, которые становятся объектами для исследований?
Лайонс: Геномные исследования замечательны тем, что для них нам нужен всего лишь образец крови. Как только мы получаем образец крови, нам не нужно проводить никаких экспериментов над животным. На самом деле мы просто наблюдаем за тем, что уже происходит в организме животного. Мы работаем с болезнями, которые уже есть у животных.
Как насчет диких животных?
Мерфи: Высококачественные геномы диких кошек могут помочь при разработке планов по сохранению редких видов и восстановлению их численности в дикой природе.
Лайонс: Нам известно о нескольких болезнях у диких кошек. У нас есть исследование переходно-клеточной карциномы у крапчатых кошек, о наследственной слепоте у черноногих кошек, поликистозной болезни почек у манулов. У снежных барсов ужасные проблемы с глазами — возможно, из-за близкородственного скрещивания в зоопарках. Поэтому изучение их геномов может помочь нам предотвратить возникновение этих болезней в зоопарках — и поможет людям справиться с такими же заболеваниями.
Что вы можете сказать о ДНК древних кошек? Известно, что в отношении собак проводилось множество подобных исследований. Как насчет кошек?
Лайонс: Несколько команд ученых занимаются исследованием древних ДНК. Я работала с несколькими мумифицированными кошками, и мы выяснили, что типы митохондриальной ДНК, найденные у этих мумифицированных кошек, сегодня гораздо чаще встречаются у современных египетских кошек, нежели у кошек в других странах. Таким образом, сегодня рядом с египтянами живут те же кошки, которые жили рядом с фараонами.
Сменим тему: я всегда отдавал предпочтение собакам, но я подумаю о том, чтобы завести кошку. Можете мне что-то посоветовать?
Лайонс: Заведите сразу двоих. Они будут друзьями. И купите им когтеточку. Иначе они сделают ее из вашего дивана.