Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Любимый узбек Испании, обожающий поезда Тальго: «Приезжайте в мою страну!» (El Confidencial, Испания)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Славе Никиты Макаренко в Испании способствовала случайность. Он поругался в Твиттере с каталонским сепаратистом. Их дискуссию нельзя было назвать спором знатоков: Никита ничего не знал про Каталонию, а каталонец — про каракалпакскую автономию в Узбекистане. Но в итоге испанцы узнали о больших переменах в Средней Азии.

Ташкент. 25 июля. Лысый мужчина с бородкой снимает себя на фоне высокоскоростного поезда, обернутого в картон и дерево. «Привет, испанцы! Это я, ваш любимый узбек Никита! — энергично восклицает он по-испански. — Сегодня я вам покажу то, чего вы так ждали: распаковку испанского поезда Тальго (Talgo) здесь, в Узбекистане. Начнем!» Видеоролик с наложенной музыкой в стиле фолк-рок (написанной им самим) набрал около 240 тысяч просмотров в Твиттере, причем большинством просмотров блогер обязан пользователям из Испании.

Пылкие реакции, который пробудил в испанских сетях Никита Макаренко (так зовут нашего главного героя), во многом спровоцированы поездом, «распаковку» которого он и снял. На прошлой неделе Никита, журналист, продюсер и музыкант из Узбекистана, разместил в Твиттере фотографию запакованного поезда, сопроводив ее таким сообщением: «В Узбекистан прибыл новый испанский поезд Тальго в отличной упаковке!» Эта невинная публикация получила удивительно враждебную реакцию со стороны одного из пользователей социальной сети: «Испанский подарок, чтобы вы молчали о Каталонии?»

Сбитый с толку Никита ответил ему, что он, как и большинство узбеков, ничего не знает о Каталонии, как, вероятно, каталонцы никогда не слышали о земле каракалпаков, автономной республике в составе Узбекистана. Но собеседник Никиты настаивал на своем. «Нет, я ничего не знаю. Но Испания, как правило, платит другим странам за молчание о Каталонии подобными методами: подарки, отправка испанской армии для оказания „помощи", угрозы…» — ответил пользователь, на чьей аватарке изображен бывший президент Каталонии Карлес Пучдемон (Carles Puigdemont) с лозунгом «Never surrender» (Никогда не сдаваться). На это узбек решительно ответил: «Думаю, Испанию ни черта не интересует наше мнение по поводу Каталонии, а за этот поезд мы заплатили».

Этот спор, как пожар, разлетелся по Твиттеру, набрав популярность и подарив Никите некоторую популярность среди испанцев, что, с учетом низкой осведомленности об Узбекистане на Иберийском полуострове, превратило его в своего рода интернет-посла Узбекистана в Испании. Во время разговора с El Confidencial журналист, поглаживавший во время разговора любимого кота, засмеялся, услышав о своей новой неофициальной должности. «А почему нет? Я рад побыть им недолго, — утверждает он. — Я достаточно знаком со СМИ, чтобы знать, что такая слава долго не продержится. Обществу всегда нужен новый герой. Поэтому, пока у нас есть время, почему бы не порекламировать свою страну?»

В этом плане Никита взялся за дело, опубликовав несколько заметок (набравших тысячи лайков и ретвитов), чтобы помочь испанцам, желающим посетить бывшую советскую республику, где проживает 33 миллиона человек. Эта далекая и вдвойне изолированная страна (она не имеет выхода к морю и окружена странами с аналогичной проблемой) обычно не входит в туристические планы наших сограждан. Между Испанией и Узбекистаном нет прямых рейсов, поэтому необходимо делать пересадку в Турции, России или Украине. Однако, как неоднократно с гордостью повторяет новая узбекская знаменитость, для въезда в страну не нужна ни виза, ни какое-то другое разрешение, только ПЦР-тест. Однако, да, летом лучше не ехать. Во время нашего разговора Никита вскользь упомянул, какая температура стоит в Ташкенте, где он сейчас живет: 48°С.

«Как продюсер и телережиссер, я работал над многими туристическими программами, направленными на популяризацию Узбекистана. Однако раньше я ни разу не делал этого для испанской публики», — отмечает Никита. Сейчас, как он объясняет, наступил самый подходящий для этого момент. Перед началом пандемии страна переживала беспрецедентный туристический бум. В 2019 году этот рост стал даже чрезмерным, появилась серьезная нехватка жилья под аренду. Узбеки восприняли этот бум как нечто долгожданное («Мы по своей природе гостеприимны», — утверждает Никита), однако туристический поток, как и во всём остальном мире, резко прекратился в 2020 году.

«Пандемия по нам сильно ударила, но сейчас мы начинаем оживать. Это идеальный момент. Приезжайте в мою страну!»

Из Бильбао в Ташкент

Поезд Тальго модели T250, появившийся в видеоролике Никиты, проделал путь в четыре тысячи километров морем из Бильбао в Санкт-Петербург, где его собрали и упаковали для дальнейшего путешествия по железной дороге в Ташкент, что составляет ещё 4,2 тысячи километров. Это уже третий поезд баскской компании, отправившийся в Узбекистан, единственную страну Центральной Азии, включенную в «Мировой рейтинг высокоскоростных поездов». Официальной церемонии презентации пока не было из-за карантина, в котором пребывает страна из-за пандемии. Доставка очередного поезда Тальго запланирована на сентябрь.

В 2011 году началось строительство высокоскоростной железной дороги между Ташкентом и Самаркандом. Этот легендарный город, включенный в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО и насчитывающий 2,7 тысяч лет истории, служил важной опорной точкой для столь же легендарного Шелкового пути. Цель строительства: в два раза сократить время в пути по устаревшей железнодорожной сети, в 1991 году доставшейся стране в наследство от Советского Союза. В деле поддержания и последующего расширения сети государственная железнодорожная компания Узбекистана на всех этапах полагается на испанские поезда «Тальго», которые в Узбекистане функционируют под торговым названием «Афросиаб» (так звали легендарного основателя Самарканда). На этих поездах, идущих со скоростью 250 километров в час, можно путешествовать между городами Карши, Бухара и Шахрисабз, стоимость билета составляет менее 20 евро.

Для Никиты связь с поездами выходит за рамки обычного совпадения в социальных сетях. «В Узбекистане я родился благодаря поездам, — рассказывает он. — Я потомок казаков с юга России. В XIX веке российская империя захотела построить первую в Центральной Азии железную дорогу, соединив Каспийское море с узбекским городом Бухара. Мои предки строили эту железную дорогу. Потом мои бабушки и дедушки работали в железнодорожной отрасли, и моя мама тоже. Я первый в семье, кто не связан с железной дорогой».

Жизнь при диктатуре

Узбекистан испытал значительные изменения после смерти в 2016 году «отца-основателя» независимой республики Ислама Каримова, который четверть века железной рукой правил авторитарным режимом, отличавшимся жесткими репрессиями против любого внутреннего инакомыслия. Каримов был поразительно жесток даже по меркам региона. Существуют сотни сообщений о незаконных задержаниях, пытках и убийствах. Британский посол обвинял его в том, что он приказал заживо сварить нескольких исламистов.

После смерти Каримова правительство начало процесс относительного открытия страны, чтобы привлечь туристов со всего мира, содействовать иностранным инвестициям и улучшить международный образ страны. Проводимые при президенте Шавкате Мирзиёеве реформы дали больше свобод СМИ и позволили большему количеству женщин заниматься политикой. При этом многие эксперты считают изменения незначительными и недостаточными. Но неправительственная организация США Freedom House продолжает считать Узбекистан несвободной страной, присваивая ему десять из 100 балов по своей глобальной шкале.

Однако, с точки зрения Никиты, это черно-белое представление не отражает сложившуюся в стране реальность. «Важно понимать предысторию Узбекистана. На этой территории нет никакой традиции демократии. Мы перешли от Российской империи к Советскому Союзу, а потом к 25 годам диктатуры. Мы всего четыре года экспериментируем в сфере относительной свободы и демократии», — объясняет он. Хотя Никита и признает, что в сфере прав человека и фундаментальных свобод предстоит ещё многое сделать, он считает, что страна движется в верном направлении. По его мнению, тот простой факт, что сейчас он может насладиться своими пятью минутами славы, чтобы рассказать об Узбекистане потенциальным испанским туристам, подписанным на него в Твиттере, свидетельствует об этом.

«Во времена Ислама Каримова испанцам бы пришлось запросить специальное разрешение, заплатить сотни долларов и терпеть постоянный надзор со стороны секретных служб в течение всего периода пребывания в стране. Сейчас они могут свободно приехать и насладиться Узбекистаном так, как им захочется, — с радостью отмечает Никита. — Прошло всего четыре года, друзья мои. Не судите нас так строго!»