Россия разрабатывает новое поколение воздушных командных пунктов, чтобы способствовать модернизации своей системы управления ядерными силами.
В противовес громкому обновлению американской проекционной программы управления ядерным арсеналом Trinity, модернизация российской системы управления ядерным оружием всегда была относительно незаметной, но ее важность как «мозга», используемого для управления ядерными силами, очевидна.
Согласно недавнему сообщению российских СМИ, источники в российской военной промышленности заявили, что Россия уже приступила к созданию самолетов воздушного командования на случай ядерной войны на базе широкофюзеляжного самолета Ил-96-400М. Российские ВКС получат два таких самолета.
Пассажирский лайнер преобразован в самолет Судного дня
Упомянутое выше определение «воздушный командный пункт» (ВзПУ) не относится к самолету дальнего радиолокационного обнаружения, который используется для тактического командования с воздуха, и в основном предназначается для стратегического командования в случае ядерной войны, поэтому его также называют самолетом Судного дня. Подобные самолеты используются для гарантии того, что руководители стран по-прежнему смогут эффективно осуществлять оперативное командование и направлять ядерные силы для проведения контрударов после ядерной атаки на наземные и подземные командные структуры.
Для выполнения важной задачи командного пункта во время ядерной войны самолеты воздушного командования обычно обладают следующими характеристиками:
Во-первых, они имеют более длительную продолжительность полета с возможностью дозаправки в воздухе, и время полета составляет более 6 часов, с дозаправкой — более 24 часов.
Во-вторых, такие самолеты имеют более широкий фюзеляж, измененный по сравнению с большими пассажирскими лайнерами или военно-транспортными самолетами, поэтому в нем можно не только разместить различное командное и коммуникационное оборудование, но и предоставить руководству страны относительно большое пространство для руководства операциями, отдыха и так далее.
В-третьих, такой воздушный командный пункт должен быть оснащен различным коммуникационным оборудованием, включая аппаратуру для спутниковой связи, связи на длинных волнах, сверхдлинных волнах и другое коммуникационное оборудование, чтобы удовлетворить потребности национальных лидеров в управлении вооруженными силами, особенно, ядерным арсеналом.
В-четвертых, ВзПУ и его внутреннее оборудование должно быть защищено от радиации и других поражающих факторов ядерного взрыва в условиях ядерной войны.
Первые самолеты воздушного командования были разработаны Соединенными Штатами. В 1970-х годах ВВС США подписали соглашение с Boeing о преобразовании большого пассажирского лайнера Boeing 747-200B в воздушный командный пункт E-4А для реализации гибкой стратегии ядерного реагирования и усиления противодиверсионных возможностей системы управления ядерным арсеналом. В декабре 1974 года самолеты-командные пункты Е-4А были переданы военным, всего было модернизировано 4 лайнера. За время службы система связи была обновлена, и модернизированная модель самолета получила кодовое название E-4B. ВзПУ E-4В имеет непрерывную продолжительность полета 12 часов, а максимальная длительность автономного полета после дозаправки в воздухе может достигать 72 часов. В дополнение к E-4В американские военные также обладают ВзПУ E-6, который в основном используется для командования стратегическими операциями против подводных лодок, в частности, для управления атомными подлодками с баллистическими ракетами во время проведения ядерных контрударов после того, как Соединенные Штаты подвергнутся ядерной атаке.
Во время холодной войны Советский Союз также начал разрабатывать подобный тип самолетов в качестве ответа на американские ВзПУ. Воздушный командный пункт, разработанный Советским Союзом, создан на базе пассажирского самолета Ил-86 («Выпуклый» по классификации НАТО) советским конструкторским бюро имени С.В. Ильюшина и научно-производственным предприятием «Полет». Ил-86 — это четырехдвигательный широкофюзеляжный двухпалубный авиалайнер разработки КБ Ильюшина, способный перевозить до 350 пассажиров. Первый самолет воздушного командования Ил-80 прошел испытания после модификации 5 марта 1987 года и был принят на вооружение в том же году. В настоящее время в распоряжении Воздушно-космических сил России находятся четыре самолета, они размещены в 31 км к северо-востоку от Москвы на базе ВВС и входят в состав 8-й авиационной дивизии особого назначения ВВС России.
По внешнему виду наибольшее отличие командирского самолета Ил-80 от пассажирского самолета Ил-86 состоит в том, что над носом находится «длинный накладной карман» — большой отсек в форме гондолы, и в нем размещена антенна спутниковой связи. Для осуществления командования войсками во время ядерной войны, Ил-80 оснащен различными системами связи. Внутри фюзеляжа расположено множество встроенных антенн, многие из которых — коротковолновые передающие антенны. В задней части самолета предусмотрена выпускная передающая антенна, а приемная антенна сверхдлинных волн расположена над вертикальным оперением. Наличие сложного оборудования на борту привело к необходимости установки двух турбогенераторов, которые спрятаны в гондолах и также закреплены на пилонах под крылом Ил-80.
9 мая 2010 года на военном параде, посвященном 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, над Красной площадью пролетел самолет воздушного командования Ил-80, сопровождаемый четырьмя истребителями МиГ-29. Это было также первое появление ВзПУ Ил-80 на публике и стало самым ярким событием военного парада.
Помимо воздушного командного пункта Ил-80, Россия также имеет на вооружении два самолета для ретрансляции связи Ил-82, созданные на базе военно-транспортного самолета Ил-76, которые также выполняют функции ВзПУ. Эта модель самолета тоже оснащена коротковолновым, длинноволновым и спутниковым оборудованием связи и обычно сопровождает воздушный командный пункт Ил-80 во время операций в качестве ретранслятора связи для всей системы управления.
В целях повышения летно-технических характеристик самолета командования Ил-80 Россия продолжает модернизировать этот самолет. В мае 2019 года заместитель министра обороны России Алексей Криворучко заявил, что Россия завершила опытно-конструкторские работы по модернизации самолетов воздушного командования Ил-80 и Ил-82. Бортовая система связи и управления ВзПУ в основном разрабатывалась НПП «Полет». Предприятие также выполнило проектные работы по усовершенствованию.
Но как бы его ни модернизировали, из-за ограничений платформы воздушный командный пункт Ил-80 уже не может удовлетворить будущие потребности ВКС. С одной стороны, поскольку эти самолеты находятся в эксплуатации уже более 30 лет, срок их службы приближается к концу; а с другой стороны, самолет Ил-86 — это продукт 1970-х годов, и характеристики двигателя признаны устаревшими, помехи слишком сильные, а расход топлива тоже слишком высокий. Время автономного полета ВзПУ всего 5-6 часов, в то время как у американского E-4В оно может достигать 12 часов. Поэтому создание нового типа самолетов воздушного командования является безусловной необходимостью для российских военных.
Каковы характеристики нового самолета Судного дня?
Новое поколение российских ВзПУ представляет собой модификацию пассажирского лайнера Ил-96-400М. Источник сообщил, что проект носит кодовое название «Звено-3С», и ВКС России получат два самолета-командных пункта из модифицированных Ил-96-400М. Первый уже находится на стадии строительства, и в будущем не исключена возможность заказа третьего самолета воздушного командования.
Фактически еще в 2015 году «Объединенная авиастроительная корпорация» рекомендовала Минобороны России приобрести самолет-командный пункт на базе широкофюзеляжного пассажирского самолета Ил-96-400М взамен Ил-80 и Ил-82. В июле заместитель Председателя Правительства РФ Юрий Борисов во время визита на завод «Воронежского акционерного самолетостроительного общества» заявил, что в декабре того же года Минобороны получит первый воздушный командный пункт Ил-96, но последующие события показали, что эта договоренность не была выполнена в срок, и основной причиной может быть проблема с финансированием.
Ил-96-400М является усовершенствованной версией широкофюзеляжного пассажирского лайнера Ил-96-300. Фюзеляж самолета на 9,35 метра длиннее, чем у Ил-96-300, общей длиной 63,9 метра, а максимальная взлетная масса составляет 270 тонн. Полезная нагрузка самолета — 58 тонн. Вся конструкция фюзеляжа изготовлена из новых материалов, обладающих высокой прочностью и легким весом.
Ил-96-400М оснащен четырьмя ТРДД ПС-90А1 с максимальной тягой около 17,1 тонны. Эти двигатели могут обеспечить крейсерскую скорость самолета 850 километров в час с максимальной дальностью более 8700 километров.
По сравнению с моделями Ил-86 и Ил-76 платформа Ил-96 имеет больше преимуществ. Благодаря установке ТРДД ПС-90А1 с большей тягой и более экономичным расходом топлива дальность полета Ил-96 была значительно увеличена, а время автономного полета увеличилось с 6 часов у Ил-80 до примерно 12 часов у Ил-96-400М. После дозаправки в воздухе длительность полета может составлять более 24 часов, при этом общие помехи также снижаются, а благодаря увеличению внутреннего пространства повышается комфорт для пассажиров.
Ожидается, что новый воздушный командный пункт, созданный на базе Ил-96, будет обладать довольно значительными изменениями во внешнем виде: фюзеляж будет оснащен новыми обтекателями для размещения различных систем и оборудования, а бортовые иллюминаторы будут исключены. Кроме того, салон самолета будет разделен на радиоэлектронную систему, пост оператора и жилую кабину. Что касается системы связи командования, ожидается, что новый ВзПУ будет оснащен недавно разработанным оборудованием для улучшения возможностей командной связи при одновременном повышении помехоустойчивости.
Президент России придает большое значение модернизации системы управления ядерными силами
Разработка нового поколения самолетов воздушного командования является частью модернизации всей системы управления ядерным арсеналом России.
После вступления в XXI век, в связи с непрерывными поставками ракетных комплексов «Тополь-М» и «Ярс», модернизация наземных ядерных сил продолжалась. К 2020 году доля современных вооружений и техники в Ракетных войсках стратегического назначения РФ достигла 76%, что сделало этот род войск формированием с довольно высоким уровнем современного вооружения и техники. В будущем с постепенным вооружением войск гиперзвуковыми ракетами «Авангард» и тяжелыми межконтинентальными баллистическими ракетами «Сармат» межконтинентальные ракеты, произведенные в советское время, будут ликвидированы.
Также были модернизированы стратегические бомбардировщики Воздушно-космических сил РФ, военные были перевооружены новыми ядерными крылатыми ракетами воздушного базирования, а их стратегическая ударная способность была дополнительно улучшена. Что касается ядерных сил морского базирования, подлодки класса «Дельта», построенные в советское время, постепенно заменяются подводными лодками класса «Борей», и в настоящее время на вооружении находятся 4 корабля.
Модернизация ядерных боеголовок и их проекционных платформ также требует усовершенствования системы командования и управления, чтобы полностью реализовать их боевые возможности. Кроме того, с появлением нового оборудования, такого как гиперзвуковые ракеты, электромагнитное импульсное оружие и кибероружие, к безопасности системы управления ядерными силами предъявляются все более высокие требования. Возьмем, к примеру, кибероружие. Поскольку ядерное оружие основано на новейших технологиях, это привело к тому, что оно становится все более уязвимым для кибератак. Это может привести к катастрофическим последствиям. Подобная вероятность уже привлекла повышенное внимание всех ядерных стран. Новая система командования ядерными силами должна иметь возможность противостоять кибератакам, чтобы гарантировать эффективность ядерного сдерживания.
Командование стратегическими ядерными силами России использует высоко «централизованный» метод управления. Право оперативного командования и проведения операций сосредоточено в руках президента РФ. Приказ о применении ядерного оружия должен быть принят президентом и передан нижестоящим командным органам через Министерство обороны и Генеральный штаб. В состав оперативных командных структур ядерных сил входят Национальный центр управления обороной (Ракетными войсками стратегического назначения), Центр управления авиационными стратегическими ядерными силами, Центр управления морскими стратегическими ядерными силами и резервный командный центр. Национальный центр управления обороной расположен в белом здании Генерального штаба на Арбатской площади в центре Москвы, где в экстренных случаях командовать операциями могут президент России и высшие военные чины.
Президент России Владимир Путин заявил на совещании с руководством Минобороны и предприятий оборонной промышленности, что Россия создает новый пункт управления с очень высоким уровнем безопасности, который сможет осуществлять командование стратегическими ядерными силами. В настоящее время строительство практически завершилось.
Путин также отметил в ходе совещания, что все оборудование системы управления ядерными силами, включая технологии и системы связи, должно быть модернизировано. Российский лидер сказал, что российским военным следует улучшать оперативные возможности различных систем управления, регулярно проверять эффективность основных компонентов систем управления стратегическими ядерными силами и продолжать модернизацию и разработку новых компонентов системы для дальнейшей перспективы развития.