Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

The Daily Beast (США): опасные последствия российских ошибок в космосе

© Пресс-служба ГК "Роскосмос" / Перейти в фотобанкЗапуск РН "Протон-М" с лабораторным модулем "Наука"
Запуск РН Протон-М с  лабораторным модулем Наука
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
СССР был бесспорным лидером в космосе, а что Россия? Она унаследовала всю инфраструктуру, но не в состоянии ее поддерживать. Эксперты говорят, что Россия становится обузой для стран, с которыми она работает, особенно на МКС, пишет автор. С каждым годом НАСА все меньше нуждается в «Роскосмосе» и, возможно, все меньше ему доверяет.

Космическая капсула с отверстием в борту. Ракета-носитель, давшая сбой на высоте 50 километров над Землей. Орбитальная лаборатория, у которой самопроизвольно запускаются двигатели.

Это лишь краткий перечень самых драматических злоключений Международной космической станции за последние три года. У них одна общая черта. Все нештатные ситуации произошли с российскими космическими аппаратами либо на пути к станции, либо уже после стыковки с ней.

Было время (60 лет назад), когда Советский Союз являлся бесспорным мировым лидером в космосе. У СССР были первые в мире космические зонды, самые неординарные пилотируемые космические корабли и самые удачливые астронавты — точнее, космонавты.

Сегодня Советского Союза уже нет. Россия унаследовала от него большую часть советской космической инфраструктуры, в том числе космическое агентство, которое назвали «Роскосмос». Но поддерживать эту инфраструктуру в рабочем состоянии Москве не под силу.

Россия сегодня уже далеко не лидер в космосе. Многие эксперты говорят, что она становится обузой.

Это имеет серьезные последствия не только для попадающей во все большую изоляцию милитаристской России, но и для всех стран, которые работают с ней на орбите, и особенно на борту Международной космической станции. Соединенные Штаты, например, могут оставить «Роскосмос» за бортом, организуя амбициозные пилотируемые полеты на Луну, а в перспективе, возможно, и на Марс.

«У русских самые отвратительные показатели из числа крупных космических держав, — рассказал „Дейли бист" эксперт по космосу Дэвид Бербах (David Burbach), работающий в военно-морском колледже США в Род-Айленде. — Китай с первой попытки посадил свой вездеход на Марсе, а русские с 1990 года пытаются долететь до Марса и каждый раз терпят неудачу».

С каждым годом у НАСА появляется все больше возможностей для налаживания продуктивного и безопасного партнерства в космосе. И с каждым годом американское космическое агентство все меньше нуждается в «Роскосмосе» — и наверняка все меньше ему доверяет.

«Конкуренция усиливается — „Спейсэкс", другие западные фирмы и совершенствующий свои ракеты Китай. Похоже, Россия будет терять свою долю рынка, если не сумеет улучшить предлагаемую продукцию», — сказал Бербах.

Последняя нештатная ситуация в космосе была, пожалуй, наиболее драматичной. 29 июля российская ракета «Протон» взлетела с космодрома Байконур в Казахстане, выведя в космос новую научную лабораторию.

Лабораторный модуль «Наука», который русские уже давно хотели послать на МКС, успешно пристыковался к станции. Какое-то время казалось, что все на борту МКС прекрасно. Станция работает 22 года, сейчас там находится экипаж из семи человек: три американца, два россиянина и по одному представителю от Европейского и Японского космических агентств.

В общем и целом астронавты НАСА распоряжаются на МКС и проводят там научные эксперименты. Посещающие ее европейцы и японцы — это обычно ученые. «Роскосмос» же направляет туда опытных и квалифицированных космонавтов для обслуживания и поддержания в рабочем состоянии аппаратуры и оборудования.

На МКС два отдельных помещения. Одно для русских. Второе — для всех остальных.

На прошлой неделе спустя несколько часов после стыковки «Наука» неожиданно и совершенно самопроизвольно завела двигатели системы маневрирования. Из-за сбоя станция длиной 100 метров начала вращаться вокруг своей оси, находясь в 400 километрах над поверхностью Земли. Центр управления полетом НАСА в Хьюстоне был бессилен что-либо сделать. Доступ к дистанционному управлению «Науки» имеют только российские операторы.

Для радиосвязи нужна прямая видимость. Прошло полчаса, прежде чем МКС вышла на нее над территорией России, и «Роскосмос» отключил двигатели. «Ого-го! — написал в Твиттере руководитель полета из Хьюстона Зебулон Сковилл (Zebulon Scoville). — Вот. Это. Был. Денек».

Сначала НАСА сообщила, что МКС повернулась на 45 градусов, после чего русские восстановили управление станцией. Спустя пять дней НАСА признала, что ошибалась. На самом деле, за полчаса вращения МКС с ее тонкой оболочкой, многочисленными модулями, солнечными панелями и радиаторами охлаждения совершила оборот на 540 градусов. То есть, она полтора раза повернулась вокруг своей оси.

Чтобы вернуть МКС в нормальное положение, НАСА включила двигатели маневрирования и повернула ее еще на пол-оборота. «Станция в хорошем состоянии, работает нормально», — написало космическое агентство в Твиттере. С комментариями оно выступило не сразу.

НАСА сообщила Space. com, что экипаж МКС никакой опасности не подвергался. Однако Сковилл написал в Твиттере, что «никогда не был так счастлив, увидев, что все солнечные батареи и радиаторы целы».

Возможно, развалиться на части МКС и не могла. Но НАСА и «Роскосмосу» повезло, что станция не получила серьезных повреждений жизненно важных систем, ремонт которых обошелся бы очень дорого. «Роскосмос» на просьбу прокомментировать случившееся не откликнулся.

Но еще хуже другое. Июльский сбой — это лишь самая последняя неудача «Роскосмоса». Самой известной стала авария, произошедшая в августе 2018 года с капсулой российского «Союза», на которой людей и припасы доставляют на МКС. По какой-то причине лица, отвечающие за контроль качества, недосмотрели, и капсула прибыла на МКС с двухмиллиметровым отверстием в борту.

Когда «Союз» пристыковался к МКС, люки открылись, и воздух смешался — а потом начал медленно уходить в космос.

Диспетчеры в Хьюстоне и Москве со временем зафиксировали падение давления воздуха и отправили экипаж искать источник утечки. Он залатал капсулу, и она отправилась обратно на Землю.

В ходе проверок вскрылись ужасающие детали. «Было несколько попыток просверлить отверстие, — сказал во время телеинтервью возглавляющий „Роскосмос" Дмитрий Рогозин — фигура весьма неоднозначная. — Что это: производственный дефект или умышленные действия?»

Спустя два месяца критическая ситуация произошла на другом «Союзе». Дал сбой датчик на борту ракеты-носителя, которая должна была доставить на МКС российский и американский экипажи. Произошел отказ ракеты. Капсула с пассажирами отделилась от нее на высоте 50 километров и благополучно вернулась на землю Казахстана на парашюте.

Спустя год «Роскосмос» завершил расследование по факту отверстия на первом «Союзе». Но русские не захотели открыто говорить, что им удалось выяснить. «Мы точно знаем, что произошло, но мы вам ничего не расскажем», — заявил Рогозин в сентябре 2019 года на детской научной конференции.

Между тем НАСА и «Роскосмос» обнаружили еще одну незначительную утечку воздуха на борту МКС. Поиски в конце 2020 года привели — догадайтесь, куда? На один из двух модулей российского производства.

Если вы почувствовали тенденцию, вы правы.

В случае надлежащей сборки и эксплуатации «Союз» является, пожалуй, самым безопасным космическим кораблем за всю историю. Но легко можно сделать вывод, что «Роскосмосу» нельзя доверять строительство и эксплуатацию этого аппарата.

Что касается новейших российских космических аппаратов, таких как модуль «Наука», то зачастую их неплохо конструируют, но плохо строят и плохо эксплуатируют. «В новом оборудовании российской космической программы много лет прослеживается одна закономерность: слабый контроль качества», — рассказал «Дейли бист» заслуженный профессор Института космической политики при Университете Джорджа Вашингтона Джон Логсдон (John Logsdon).

Справедливости ради надо сказать, что космические полеты трудны и рискованны. НАСА очень хорошо это знает. Космический челнок, от которого американское агентство отказалось в 2011 году, был самым опасным космическим кораблем. Две катастрофы этого громоздкого и хрупкого космического самолета, произошедшие в 1986 и 2003 годах, унесли жизни 14 из 19 астронавтов за все время космических полетов, начавшихся в 1961 году.

Мировые космические агентства всеми силами стремятся не допустить роста этих трагических показателей. Это во многом объясняет, почему отношения между НАСА и «Роскосмосом» ухудшились.

Русские были известны тем, что строили старомодные, но надежные и безопасные космические корабли. Сегодня эта их техника такая же старомодная (капсула «Союз» используется с 1966 года). Но она кажется все менее и менее безопасной.

У российского независимого эксперта Павла Лузина, занимающегося военной и космической программой Москвы, на сей счет есть своя теория. «Существует колоссальная кадровая проблема, — рассказал он „Дейли бист", — Большинство людей, работавших в советское и первое постсоветское время, и знавших, как действует советская техника со всеми ее недостатками, уже на пенсии».

«Новое поколение инженеров и рабочих страдает от текучки кадров, — добавил он. — Молодые специалисты стараются не задерживаться в российской космической отрасли из-за чрезмерной зарегулированности и низких зарплат. Но даже работая в соответствии со всеми инструкциями, они не знают всех подводных камней».

Слабое финансирование — это бич, усугубляющий проблемы «Роскосмоса». На протяжении 10 лет после отказа от шаттлов и вплоть до появления новых американских капсул «Роскосмос» зарабатывал миллиарды долларов, доставляя астронавтов на МКС своим кораблями «Союз».

Эти заработки давали неверное представление о недофинансировании российской космической программы. «После распада Советского Союза российская космическая программа хронически недофинансировалась», — рассказал «Дейли бист» астроном из Аризонского университета Крис Импи (Chris Impey).

Возможно также, что «Роскосмос» и конкретно Рогозин немного… отвлеклись. И не на что-нибудь, а на кино.

В мае 2020 года НАСА неожиданно объявила, что у нее есть план отправить актера Тома Круза и режиссера Дага Лаймана на МКС снимать фильм. «Нам нужны популярные фильмы, чтобы вдохновлять новое поколение инженеров и ученых», — написал в Твиттере тогдашний директор НАСА Джим Брайденстайн (Jim Bridenstine).

Но русские полны решимости попасть туда первыми с собственным фильмом. Вскоре после того, как Брайденстайн сделал свое заявление, Рогозин придумал собственный план. Он намерен послать на МКС актрису Юлию Пересильд и режиссера Клима Шипенко на съемки триллера. Рогозин будет сопродюсером.

Съемки должны начаться в октябре, как раз перед прибытием Круза и Лаймана. Одержимость Рогозина съемками в космосе и его стремление опередить остальных стали последней каплей для знаменитого космонавта Сергея Крикалева, который работал в «Роскосмосе» под началом Рогозина, но возражал против кинематографических амбиций своего начальника.

Поэтому Рогозин его уволил, о чем сообщила «Новая газета». Если Рогозина и беспокоит безопасность и надежность российских космических кораблей, он это беспокойство никак не демонстрирует. Но если информация о Крикалеве верна, значит, этот руководитель не стесняется наказывать за инакомыслие.

«Роскосмос» нужен НАСА на МКС. Русские по сути дела владеют половиной станции и оказывают важнейшие услуги второй половине. Но МКС не может существовать вечно. Администрация Байдена хочет продлить срок эксплуатации стареющей станции до 2030 года, а потом передать ее частным операторам.

После этого американское космическое агентство планирует переключить свое внимание на новую станцию под названием «Лунный шлюз» (Lunar Gateway), которая будет летать вокруг Луны по большой орбите, что позволит ей оказывать поддержку новому поколению исследователей и выполнять функции площадки подскока для возможного полета на Марс.

НАСА, как обычно, обращается за помощью в создании «Лунного шлюза» к зарубежным космическим агентствам. Но здесь есть одно большое исключение. Скорее всего, «Роскосмос» в этой программе участвовать не будет.

Дело не в том, что НАСА не любить работать с русскими. Космос это одна из тех редких областей, где Вашингтон и Москва не соперничают. «В космосе мы партнеры, и я не хочу, чтобы это прекращалось», — сказал директор НАСА Билл Нельсон (Bill Nelson), встретившись в июне с Рогозиным.

Но прискорбное состояние дел в российском космическом агентстве, а также нежелание Рогозина признавать наличие проблем и решать их может изменить точку зрения Нельсона. «Разногласия в партнерстве говорят о том, что продлится оно не очень долго», — сказал Логсдон.

«Даже если русские присоединятся к американцам на лунной станции, они не займут половину ее пространства, как сделали на МКС. «Если российское оборудование ненадежно или хотя бы безопасно, это наверняка снижает их влияние», — сказал Бербах.

Дело не только в том, что российско-американские отношения ухудшаются по мере того, как Россия все глубже погружается в авторитаризм, вторгается на территорию соседей и вмешивается в зарубежные выборы. Для Соединенных Штатов разрыв с Россией в космосе также является вопросом безопасности.